(495) 234-32-33
Новости

Музыка задевает все необходимые струны

Источник: http://www.tes.co.uk/

Доктор Элли Дометт объясняет механизм влияния на мозг молодых людей, благодаря которому улучшаются языковые навыки и даже интеллект/

Даже обделенные музыкальным талантом люди часто любят слушать музыку. Но каким образом она на нас воздействует на самом деле? Естественно, все мы знаем, что музыка – это мощный инструмент, влияющий на эмоции и поступки, но может ли она сделать больше, а не только заставить нас плакать или ускорить темп на беговой дорожке?
В ходе проведенного при поддержке правительства обзора музыкального образования в Англии было выдвинуто предположение, что с помощью музыки возможно будет сгладить разрыв в уровне знаний. В обзоре приведены ссылки на такие впечатляющие проекты, как In Harmony – общественную программу классической музыки, основанную на проекте Венесуэлы El Sistema.
Доказательства из сферы нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии музыки на мозг человека. Одна из его самых поразительных черт – пластичность, способность реорганизовать взаимосвязи элементов и эффективно воспринимать информацию благодаря тому, что клетки мозга становятся слабее или сильнее в зависимости от текущих потребностей. Такая пластичность характерна не только в периоды критических нагрузок, но также может проявляться на протяжении всей жизни, и прямое влияние на нее оказывает приобретение различных навыков.

Музыку можно считать сверхнавыком, поскольку благодаря ее сложности перед мозгом встает задача установления связи между восприятием и действием. Владение музыкальным инструментом требует множества навыков, не последним из которых является способность переводить визуальные символы в последовательность действий при получении обратной связи аудитории. Таким образом, неудивительно, что такой сверхнавык оказывает на мозг значительное влияние. Например, ученые выявили связанные со слушанием и движением структурные изменения в мозгу музыкантов.

Кроме того, исследования постоянно демонстрируют, что музыка задействует зоны, связанные с языком; считается, что способности к языкам связаны со способностями к музыке. Точные причины неясны, но возможно, что музыкальная подготовка помогает развивать участки мозга, связанные со слушанием, и таким образом она приносит пользу в языковой подготовке.
Однако возможно, что нейрофизиологи видят только верхушку айсберга. Последние исследования выявили влияние музыки на навыки, связанные со всеми сферами жизни. Например, канадская группа исследователей под руководством Доктора Сильвэн Морено обнаружила, что краткосрочное музыкальное обучение улучшило показатели, связанные с интеллектом и принятием решений.

Доктор Морено и его коллеги осуществляли работу с двумя группами маленьких детей. Одна группа прошла интенсивную компьютерную программу музыкальной подготовки продолжительностью 40 часов, включающую упражнения, связанные с ритмом, тоном, мелодией и голосом. Вторая, контрольная, группа прошла похожую программу, но с ориентацией на визуальное искусство, а не на музыку. Исследователи выявили, что лучшие вербальные способности и способности принятия решений продемонстрировали дети, прошедшие музыкальную подготовку.

Связь музыки с подобными параметрами утверждалась и ранее, но ценность этого исследования состоит в том, что оно смогло продемонстрировать непосредственную роль музыкального образования. Это стало возможным благодаря тому, что исследователи использовали контрольную группу и работали с детьми-немузыкантами. Многие предыдущие исследования обращались к играющим музыкантам, и, таким образом, было невозможно сказать, был ли уровень их интеллекта выше благодаря занятиям музыкой, или же занятия музыкой предпочитали дети уже с высоким уровнем интеллекта.

Конечно, музыкальное образование – это отдельный феномен, но означает ли оно непосредственно игру на инструменте? Множество исследований сфокусировано на музыкальной игре, но нельзя недооценивать важность слушания музыки, так как она также вовлекает ряд навыков – например, определение шаблонов – которые могут повлиять на пластичность мозга.
Наука может высказаться в поддержку важности музыкального образования, и исследование, описанное здесь, демонстрирует необходимость тщательно контролируемых занятий. Вопрос непосредственного приложения результатов данного исследования к образованию в школьных условиях открыт, но признание потенциала музыки во влиянии на мозг в вопросах улучшения общих способностей может предоставить поле для развития стратегий обучения.

Вернуться к списку новостей

© 1991-2011 Школа Бизнеса «Арсенал» (495) 234-32-33 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1. Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602