(495) 234-32-33
Ведущие  /  Сидоренко Елена Васильевна  /  Статьи
Программы (8)   Статьи (8)

Интервью с Еленой Сидоренко, автором и ведущей программ "Личностное влияние и противостояние чужому влиянию", "Сенситивность в бизнесе", "Приверженность организации", "Тонус организации"

Источник: www.arsenal-hr.ru 

Как научиться распознавать попытки манипуляции и противостоять им? Как понять партнера или клиента и предсказать его реакции? Какой плюс может извлечь организация из человеческих эмоций, и что она должна для этого сделать? 
Об этом и о многом другом рассказывает в интервью www.arsenal-hr.ru Елена Сидоренко, автор и ведущая программ 
«Личностное влияние и противостояние чужому влиянию»
«Приверженность организации»
«Тонус организации»

- Рынок тренинговых программ активно развивается. Чем объясняется, на ваш взгляд, растущий интерес со стороны компаний к корпоративному обучению - модой или необходимостью? 

- На мой взгляд, интерес к корпоративному обучению объясняется стремлением к предсказуемости результатов деятельности. Совместная работа людей с разными взглядами, привычками, разной бизнес-биографией создает в компании ситуацию неопределенности, непредсказуемости. Если организация растет, неопределенность увеличивается. В такой разнородной среде может ли руководитель ожидать, что дело будет сделано так, как он это видит? 
Интерес к корпоративным тренингам отражает стремление к единомыслию, к единой организационной культуре, в которой реакции и действия сотрудников прогнозируемы, поскольку они схожи в главном. Такого единства можно добиться благодаря тренингу, в котором участники могут обсудить свои идеи, совместно выработать цели и нормы. Могут поспорить, возможно, даже вступить в конфронтацию, а затем прийти к единому пониманию. Узнать друг друга лучше во время таких дискуссий, создать основу для взаимного доверия. Для этого и нужны корпоративные тренинги. 
Другая сторона медали может наблюдаться в небольших и очень сплоченных компаниях. Здесь возможно так называемое «огруппление мышления». Сотрудники компании довольны своей компанией настолько, что теряют способность к самокритике и восприимчивость к сигналам извне. В этих случаях корпоративный тренинг помогает внести элемент новизны. 

- Какие из ваших программ сейчас наиболее востребованы рынком, и как это можно объяснить? 

- Наиболее востребована рынком программа «Личное влияние и противостояние чужому влиянию». Эта поведенческая программа, и она дает готовые технологии. Их можно начать применять немедленно, уже в первом же перерыве тренинга. 
Есть мировоззренческие программы, которые направлены на то, чтобы изменить установки и представления. Они предполагают тщательное взрыхление психологической «почвы» и опускают туда семена, которые еще должны взойти. Для этого потребуется время. Программа тренинга влияния – это не семена, а уже готовая рассада с выросшими цветами. Бери - и благоустраивай свой газон. 
Однако душевная «почва» постепенно изменяется благодаря тому, что на ней теперь появился цветущий газон. Во-первых, он охраняет более глубокие слои личности. Во-вторых, новые способы поведения пускают корни вглубь и постепенно изменяют установки и поведение. Поскольку изменения в поведении быстрее заметны, программа является самой востребованной из всех моих программ. 

- На первый, возможно, не слишком продвинутый взгляд, темы ваших семинаров не являются первостепенно важными для людей бизнеса. Это не продажи, не менеджмент. Чем все же обусловлена актуальность такой программы как "Личностное влияние и противостояние чужому влиянию" ? 

- Взаимодействие людей в организации может быть открытым, а может быть и скрытым, манипулятивным. Многие люди чувствуют, что их используют, что подчиненные, начальники, партнеры, клиенты могут искусно подталкивать их к принятию необдуманных или невыгодных для них решений. Например, один из участников тренинга однажды признался: «Меня назначили управляющим… И вот мой заместитель стал входить ко мне стремительно и требовать: «Это нужно срочно подписать». А мне не хотелось показаться некомпетентным и… как бы это сказать… долго думающим. Поэтому я быстро все подписывал. Потом понял, что этот заместитель моими же руками лоббировал интересы другой организации". Тренинг влияния позволяет распознавать попытки манипуляции и противостоять им. Это помогает быть последовательным в стратегии, в менеджменте, в переговорах. Помогает избежать импульсивных решений и «эмоциональных» ошибок. 
С другой стороны, часто люди приходят на тренинг для того чтобы научиться более мягким, цивилизованным приемам воздействия на других людей. Многие уже многократно убедились в том, что принуждение и давление может оттолкнуть клиента или делового партнера. Неэффективно оно и по отношению к подчиненным, особенно в долгосрочной перспективе. «Я говорю заместителю – с завтрашнего дня будем внедрять эту идею. А он почему-то всегда начинает возражать. Начинается спор, потом конфликт. И я каждый раз не понимаю, почему? Ну почему?! Ведь хорошая же была у меня идея…» 
Как аргументировать свою идею? Как показать несостоятельность точки зрения партнера, не задев его? Как выразить критику, позволяя при этом человеку «сохранить лицо»? Как оградить дискуссию от опасности межличностного конфликта? Как настоять на своем, не разрушив добрых партнерских отношений? Эти методы мы и тренируем на тренинге влияния. 

- Что дает бизнесу тренинг "Приверженность организации"? 

- Мы уже говорили о том, что руководителям важно работать в среде единомышленников. Но вот оказывается, что эмоциональное единство еще важнее. Сейчас в России идеология – интересна ли она кому-нибудь, кроме самих руководителей? А эмоциональные связи для людей по-прежнему важны. Приверженность к организации в России и именно сейчас – это эмоциональная привязанность к определенным людям в организации, к своему делу (если организация – о счастье! - не мешает тебе его делать), к плодам своего дела. Конечно, это может быть также привязанность к теплому, благоустроенному, сытному месту в офисном раю. Здесь важна грань. Возможно, некоторые такие «приверженцы» и бесполезны или даже вредны для организации. 
Однако тренинг приверженности – не об эмоциях, а о том, какую выгоду может организация извлечь из человеческих эмоций, и что она для этого должна сделать. Прагматический тренинг... В прежние времена такие методы называли «изощренными способами эксплуатации трудящихся». 
Но в равной мере их можно было бы назвать «изощренным способом эксплуатации руководителей». Все уравновешивается. 

- Один из ваших семинаров-тренингов называется "Сенситивность в бизнесе". Зачем человеку из мира бизнеса такое качество, как сенситивность, ведь принято считать, что тем, кто работает в бизнесе, нужно иметь крепкие нервы и быть толстокожим... 

- Этот тренинг – о том, как понять другого человека и предсказать его реакции. В 1992 году я проходила курс менеджмента в Манчестерской Школе бизнеса. После курса лекций и деловых игр мы поехали на практику в фармацевтическую фирму. Руководителем проекта был рослый, преуспевающий, благополучный английский джентльмен с обаятельной улыбкой и доброжелательно-ироничными манерами. Он очень внимательно выслушал, какой курс обучения мы прошли, и благодушно проворковал: «Окей… Окей…» Потом он стукнул ладонями по подлокотникам кресла, встал и сказал: «А теперь послушайте, друзья мои, что я вам скажу. Забудьте все, чему вас учили в бизнес-школе. Важны вовсе не теории. Важно уметь утром выставить палец и почувствовать, куда ветер дует. Прислушивайтесь к случайным сигналам, когда будете разговаривать с нашими клиентами. Врачи любят поговорить. Пусть они сами говорят, а вы слушайте. Не навязывайте им ничего, не пытайтесь продать им наши обучающие программы. Вместо этого попытайтесь выяснить, что их интересует». 
Тренинг сенситивности помогает развить восприимчивость к сигналам извне, чувствительность к новым тенденциям, едва появившимся у партнера планам и надвигающимся изменениям. Информация может оказаться более сильным конкурентным преимуществом, чем… крепкие нервы. 

- Насколько актуальны сегодня для компаний тренинги на тему женского менеджмента, и стоит ли вообще разделять универсальное понятие менеджмента на женский менеджмент и мужской? 

- Есть такой мультфильм, где летающая птица говорит бегающей: «Я же сказал - полетели, а не побежали!» Одни и те же задачи можно решить разными способами. Конечно, лишь условно можно отделить мужской менеджмент от женского, и назвать один из них полетом, а другой – бегом. Хорошие менеджеры умеют и отлично летать, и быстро бегать, независимо от того, принадлежат ли они к мужской или женской части человечества. Но у женщин-менеджеров могут быть свои проблемы. Нравится нам это или нет, но женщина-менеджер должна действовать в мире, созданном для мужчин. А это значит, что ей необходимы какие-то собственные стратегии поведения в этом мире. 
Кроме того, здесь так же, как в боксе: все рассчитывают на удар правой, а ты можешь ударить левой и получить преимущество. Мир, придуманный для мужчин, не учитывает женских возможностей. А они весьма велики и разнообразны. Их необходимо использовать. Для женщин-менеджеров нужны также особые системы регуляции и восстановления энергии. Это тоже предусмотрено тренингом. 
А вообще это может быть и общий восстановительный тренинг для менеджеров, и мужчин, и женщин. 

- Как возникла идея создания тренинга «Леди-менеджер»? 

- О том, что существует проблема сегрегации по признаку пола (так называемый сексизм), я многократно слышала от женщин-менеджеров, особенно молодых. Многие страдают оттого, что их не принимают всерьез. В собственной жизни я с этим почти не сталкивалась. Мне не приходило в голову, что кто-то может пренебречь моими возможностями только потому, что я женщина. И обычно мои возможности ценились адекватно. Может быть, именно благодаря тому что я и мысли не допускала, что может быть иначе. 

- Как вовремя распознать необходимость в проведении тренинга? Всегда ли это нужно и обязательно, или бывают случаи, когда компания может обойтись своими силами? 

- Думаю, что корпоративные тренинги нужно проводить достаточно регулярно, особенно если компания постоянно развивается. Это поможет сохранить целостность, единство и внести элемент обновления. Мне кажется, что 3-4 раза в год – это подходящая частота для корпоративных тренингов. 

- По каким критериям организации стоит выбирать тренера? 

- О-о! Выбор тренера – дело компании. Если менеджер по персоналу хорошо ориентируется на тренинговом рынке, то он не ошибется. 

- Что реально происходит с людьми на ваших тренингах (какие психофизические процессы)? 

- Они волнуются, удивляются, сосредотачиваются, бывают в достаточной степени мобилизованы и даже напряжены во время выполнения заданий. Иногда они огорчаются из-за того, что у них что-то не получилось, нервничают и переживают из-за этого. Бывает, некоторые участники жалуются, что испытывали огромную усталость или сильное напряжение вечером первого или второго дня тренинга. 
Но самое главное, что они радуются и смеются во время тренинга, испытывают вдохновение, подъем, чувствуют свое могущество, удовлетворение от обретения новых возможностей, нового видения. 
Только не скука и не апатия! Вообще же я сторонница «лучезарного» тренинга. Я считаю, что можно эффективно учиться не только на своих неудачах и промахах, но и в минуты ликования и радости. 
Но если говорить о физиологии, важен еще один аспект: если комната плохо проветривается, стулья физиологически неудобны, за окном постоянные шумы, то может наступить некоторое кислородное голодание, ускоряется процесс утомления. Организация не должна экономить на создании благоприятных условий для тренинга. 

- Чем обусловлен хороший результат от участия в тренинге для сотрудников компании: что зависит от тренера, а что от самих участников? Кто и как может на это влиять? 

- 50% успеха зависят от тренера, а 50% - от участников. Опасности корпоративного тренинга таковы: 

1. Корпоративный тренинг = «рваный» тренинг. Это значит, что утром начинаешь с 15-ю участниками, но при этом двое сразу предупреждают, что скажем, в 13.00 им нужно будет уйти на переговоры и т.п. Возвращаются они уже в другую атмосферу. Параллельно с этим к группе после обеда могут присоединиться трое новых участников. Как правило, они не вполне понимают, что происходит, и инстинктивно сопротивляются этому. На следующий день приходит еще один новичок, кто-то уходит на несколько часов, и т.д., и т.п. Нужны большие усилия, чтобы работать в такой постоянно меняющейся по составу группе. Спасение в том, чтобы уехать на возможно большее расстояние от города. 
2. Корпоративный тренинг = «супервайзируемый» тренинг. Вместе с группой тренер обычно получает супервайзера (наблюдателя и контролера) в лице Генерального директора или его представителя. Тренеру и Генеральному лучше быть в альянсе. Уж доверился – так доверился. Не стоит оценивать каждое действие повара, пока блюдо еще не готово. 

Это были пожелания к компании. Остальное зависит от тренера. Хочется пожелать себе энергии и силы духа... 

Вопросы задавала Алла Мировская, PR-менеджер ШМ «Арсенал» 


© 1991-2011 Школа Бизнеса «Арсенал» (495) 234-32-33 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1. Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602