Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Фридман Александр  /  Статьи
Программы (20)   Статьи (29)

Как выжить и преуспеть в период нестабильности?

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Рано или поздно менеджмент компании попадает в ситуацию, когда то, что реально происходит в его бизнесе, существенно отличается от желаемого. На уровне симптомов это воспринимается как рост проблем, решать которые катастрофически не хватает ресурсов (временных, технологических, кадровых, финансовых…). Кажется, что изменились законы мироздания: действия, которые раньше приносили пользу, теперь, как минимум, вообще не влияют на события. 

Кризисы в бизнесе так же неизбежны, как человеческие болезни. Их появление связано с самой природой бизнеса, если не будет внешних источников, то неизбежны внутренние. Чувствуя рост проблем и не зная правильных моделей выхода, менеджмент начинает предпринимать решительные действия или не делает ничего в тайной надежде, что как-нибудь «само пройдёт». Увы, ни та, ни другая модель поведения не способствует разрешению ситуации. 

Конечно, формат анонса не позволяет детально описать различные сценарии антикризисного управления компанией в условиях экономического спада. Но, опираясь на свой опыт антикризисного консультирования в период дефолта 1997-1998 годов в России, попробую описать несколько возможных ошибок, которые совершает менеджмент компании. Безусловно, нонешний кризис имеет иные причины, параметры и симптомы, но – действия остаются те же. 

Конечно, первое, что напрашивается – это начать рубить издержки. Что не обязательно правильно. Скорее, необходимо позаботится о более правильном их распределении, а возможно, и об увеличении, как ни странно это прозвучит. В период бурного роста компания обычно не думает об эффективности тех или иных бизнес-процессов. Выпускается/завозится много товаров, работаем со всеми клиентами, открываем много новых проектов – война (рост) всё спишет. Теперь же необходимо, во-первых, отсечь лишнее – то, что пока прибыли не приносит и в период спада, скорее всего, не принесёт. Во-вторых, на некоторых направлениях, которые необходимо определить путём тщательного анализа, работу надо, наоборот, усилить. Почему? Да потому, что, когда на рынке спад, ужесточается конкуренция за оставшиеся источники возможного дохода. Противостоять же ужесточению конкуренции можно только за счёт разумного усиления работы. А усиление, в свою очередь, означает увеличение затрат, бесплатное «усиление» оставьте как бредовые воспоминания об энтузиазме начального этапа развития бизнеса, сегодня – даже не надейтесь. 

Одним из важнейших направлений работы корпоративного менеджмента компании является правильно организованная работа с персоналом. Сотрудникам надо не только объяснить, что реально происходит на рынке, но и «мягко» подготовить к тому, что, несмотря на удорожание жизни, гарантированного повышения ждать не стоит, и отнюдь не из-за жадности собственника. Кстати, не факт, что стоит одинаково ограничивать всех сотрудников. Может быть, целесообразно оставить тех, кто может работать лучше других, и согласен на увеличение рабочей нагрузки? Тогда ваша структура станет более эффективной. Правда, возрастёт персоналозависимость, решение этого вопроса также будет необходимо предусмотреть. 

Кроме того, кризис не только приносит неприятности, но и даёт много возможностей для резкого увеличения своего «пирога». Разумеется, тем компаниям, которые либо уже сформировали эффективную систему корпоративного управления, либо должным образом сумеют её отрегулировать в ближайшие месяцы. Действительно, когда у всех всё «падает», можно ведь и подобрать, да ещё и подтолкнуть, правда? Если сумеете, конечно. Кстати, хочу предупредить – этим могут заняться и братья-европейцы, которым сии закономерности известны давно и которые также давно научились жить в условиях 10% экономического роста. Надеюсь, никто из вас не рассчитывает, что будет соблюдаться принцип «Лежачего не бьют»? 

Таким образом, руководству компаний необходимо «не в шутку» озаботиться организацией серьёзного анализа своего бизнеса. Цели, надеюсь, достаточно прозрачны: выявление наиболее уязвимых мест и разработка плана преобразований в системе корпоративного управления. Вне зависимости от выбора генеральной стратегии: захватывать или удерживать – вам понадобится гораздо более высокая точность манёвра. Прежняя система, с учётом общей привычки к экстенсивному развитию, вашу компанию такой точностью обеспечить просто не сможет. 

Хочется предупредить, что в такой ситуации равно опасно как долго выжидать, так и решительно действовать. Я имею в виду – без должного и, хотя бы, качественного анализа ситуации и тщательного планирования (как это не покажется скучным). Огромную роль также будет иметь правильная организация работы с персоналом. В противном случае Вы легко окажетесь в той ситуации, которую, к сожалению, мне приходилось наблюдать неоднократно. В тот момент, когда компании крайне необходима согласованная и интенсивная работа всех подразделений, а руководство отдаёт (даже!) правильные распоряжения, все сотрудники, «держась за вёсла», с интересом наблюдают – интересно, что У НИХ получится? 

В этот период «Первым Лицам», как никогда, необходимо трезво (для амбиций и комплексов не время) оценить свою квалификацию, чтобы решить – выполнять ли антикризисные преобразования самостоятельно. К сожалению, не все последствия самостоятельных и непрофессиональных, в новых условиях, инициатив, поддаются исправлению. Есть, знаете ли, поступки необратимые, после которых бесполезно говорить «Ой, а мы думали…». Сейчас, как никогда, Вам необходим именно реальный профессионализм и на учёбу, увы, времени уже не осталось. 

Проблема не только в том, что необходимо рассчитать целый комплекс правильно скомбинированных по сочетанию и последовательности действий. Эти действия ведь ещё необходимо осуществить, внося соответствующие коррекции в процессе. Возможно, вам покажется, что я сгущаю краски. Настоятельная рекомендация – не надо думать о том, правду я пишу или нет. Просто обдумайте то, что происходит. Прятать же голову в песок, оставив снаружи другую часть тела, для «Первых Лиц» непочтенно. На дворе – ваше время, и от того, как вы разыграете свою «карту», зависит очень многое. 

Любителям «таблеточных» решений 

Сложные вопросы не удаётся решать простыми методами. Наоборот, один из «Мерфизмов» гласит: «Любая сложная задача имеет простое, всем понятное, неправильное решение». Кризиса нельзя избежать но, профессионально ориентируясь в закономерностях организационного развития, мы получаем возможность «ранней диагностики» и, соответственно, организации правильной и последовательной реакции. В этом случае организационный кризис позволяет не только выйти на новый этап развития с минимальными потерями, но и использовать такие возможности кризиса, как диагностика «скрытых дефектов» и радикальное положительное обновление всех областей деятельности компании. 

В китайской азбуке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: «опасность» и «возможность. Для того, чтобы не пострадать от опасностей и суметь использовать возможности, необходимо осваивать науку управления и учиться последовательно применять полученные знания на практике. Вы скажете, что у вас нет времени? Тем более! Нечего медлить – иных реальных решений всё равно нет. 

Игра уже давно стала слишком сложной, но процветание позволяло быть неэффективным. Наличия одного лишь здравого смысла и веры в свою звезду уже явно недостаточно. 
Напомню, что с точки зрения здравого смысла Земля плоская, а самолёт не может летать, так как не машет крыльями. 

Александр Фридман, 
управляющий партнёр консалтинговой компании 
«Amadeus Group».
 

Программы тренера:

EXECUTION: Регулярный менеджмент для рациональных руководителей. Технологии внедрения профессиональной эксплуатации подчинённых
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Освоение принципов регулярного менеджмента, которые позволят существенно повысить фокусировку, осмысленность, системность и эффективность управленческих воздействий на подчинённых

Подробнее
Дата проведения
10-12 сентября 2013
Стоимость
54500 руб.
Зарегистрироваться
Неделя тренингов «7 ЭЛЕМЕНТОВ УСПЕХА» в Турции
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Дата проведения
1-7 октября 2013
Стоимость
140000 руб.
Зарегистрироваться
УПРАВЛЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫМ ХАОСОМ: технологии перехода от нерациональной суеты к эффективному бездействию
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Управление временем в системе регулярного менеджмента. Освоить методы эффективного планирования и самоорганизации в интеграции с другими управленческими компетенциями

Подробнее
Дата проведения
8-10 октября 2013
Стоимость
54500 руб.
Зарегистрироваться
УПРАВЛЕНИЕ ПОСТУПКАМИ ПОДЧИНЁННЫХ: Как получать нужные результаты вместо убедительных объяснений
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Освоение компетенций, которые обеспечат правильное поведение подчинённых в системе "регулярный оперативный менеджмент"

Подробнее
Дата проведения
10-12 декабря 2013
Стоимость
49500 руб. 54500 руб.
(ранняя регистрация) Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?