Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Фридман Александр  /  Статьи
Программы (20)   Статьи (29)

Блеск и нищета бизнес - тренеров, или - о бедном гусаре замолвите слово!

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Источник: http://www.e-xecutive.ru, 11.04.2013

Данный материал я отношу к категории "размышлизмов". Так. Навеяло. Ждущих прагматики либо просветления: я таки предупреждал. 

Так вот. Сколько тем может профессионально освещать бизнес-тренер? 

Мне периодически встречаются публикации самого разного авторства: пишут и руководители служб персонала, и мои коллеги по цеху. Их объединяет одно: мол, наличие большого количества тем по которым тренер проводит обучение однозначно свидетельствует о низком уровне профессионализма оного тренера. 

При этом многие статьи напитаны со столь большим пафосом и очевидным громогласием замешанным на крутой категоричности что поневоле возникает подозрение, что с помощью сей статьи автор решает какую то личностную задачу: то ли мстит за какую обиду, то ли пытается от кого то отстроится и показать себя насквозь положительным на фоне очевидных мерзавцев злодейски разводящих наивную аудиторию. 

Итак, мое сугубо частное мнение основанное на 20-ти летнем опыте работы консультантом и бизнес - тренером. 

Действительно, чаще всего профессиональный тренер специализируется в какой- то одной области. Но есть и весьма профессиональные исключения. Так что наверное вопрос не в том, сколько областей включает портфель тренера , а в том насколько хорошо он раскрывает тему. 

Ибо: опытный тренер может отчитать любой наверное семинар на, что называется, преподавательском мастерстве, энергии и модерации мнений аудитории. 

Но наверное есть смысл читать то что - как советовал Бредбери - содержит "часть твоей души", а прозаичнее - является результатом твоей переработки привнесением новых и правильных смыслов - не путаем с простой перетасовкой абзацев и литературной обработкой классиков с помощью подбора синонимов. 

Конечно, игривое разнообразие тем вкупе с очевидно малым стажем должно бы послужить для Заказчика поводом поглубже копнуть подходы. В избежание. Но и рубить с плеча наверное тоже не стоит. Есть те кто при большом стаже и малом количестве тем легко вгонят в депрессивный психоз любую команду энерджайзеров. При этом вполне благополучны так как читают в основном для тех кого "послали по разнарядке поучиться". В город там, в столицу либо в корпоративный университет. Где оные жертвы политики развития персонала - а как же? Все как у людей! - прилежно слушают набор членистоногих и размножающихся почкованием фраз. 

Кроме того, большой вопрос: что считать темами? Названия семинаров? Или дисциплины? Есть такая наука математика. И видимо профессор может прочитать очень много лекций. Но они все будут объединены одной дисциплиной. 

Я лично читаю семинары в области менеджмента. Конкретнее: о том что в совокупности позволяет внедрить технологию и опирающуюся на нее культуру execution. Близкий но не адекватный на мой взгляд аналог: результативное оперативное управление. В рамках этой темы у меня 16 базовых семинаров. Много? В сравнении с чем? И почему? Это мои темы и мои подходы к повышению эффективности управления. 

И: много тем, по которым я что называется "могу неплохо выступить". Но их я в портфель не помещаю. Хотя твердое - на уровне "хорошего терапевта" - ввиду параллельному с обучением управленческих команд консультированию - знание ряда сопредельных тем: маркетинг и развитие человеческого потенциала - позволяет мне лучше излагать и внедрять выбранную специализацию. 
Под "твердым" уровнем я понимаю: могу - что иногда и временно делал в рамках консалтинговых проектов - взять блок на уровне директора и вести его с развитием в рамках общей стратегии компании. 

Отдельный вопрос: может ли профессор математики читать лекции по - допустим - химии? Если в состоянии показать интересный и практичный срез - почему нет? 

Проблема: в менеджменте пока нет единой структуры. Поэтому зачастую в компаниях принимают за основу некий свой набор компетенцией руководителя. Что в общем правильно. Но: имеет ли право автор некоей корпоративной концепции клеймить позором тех кто - по его частному мнению - не склонен следовать его, автора, систематизации? 

Есть священное право Заказчика отказаться от подходов инакомыслящих. Но довольно наивно на мой взгляд выступать в печати с попытками представить свой весьма изысканный и даже прихотливый взгляд в качестве некоего отраслевого стандарта. 

И упрекать их в избыточном охвате на том лишь основании что у них есть мнение о необходимости неразрывной и согласованной по единым принципам подачи нескольких тем? 

При этом замечал: нормировать рвутся те, кто работает в компаниях, в которых - как мне кажется - контур развития персонала играет роль не более чем "золотого телевизора" из анекдота. Суть там в том, что этот телевизор не столько смотрят, сколько показывают. Кроме того, то, как этот контур системы корпоративного управления настроен, делает его скорее "шунтирующим сопротивлением", чем усиливающей/поддерживающей работу основных контуров цепью. Он более мешает чем помогает и представляется остальным участникам неким "обременением" с которым приходится мирится как с "обычаем территории". 

Стоит, как мне кажется, учесть и назначение семинаров/тренингов. 

Я выделяю три категории: 

- Мотивационный: 
Цель: показать "к чему стремиться", зажечь аудиторию, зарядить ее и - может быть - сподвигнуть ее на какие самостоятельные действия в каком то направлении. И не обязательно по теме обучения. Есть такой вот метод мышления: смещенная активность. Это когда вы, запустив некий мыслительный процесс, не насилуете мозг на решение, а переключаетесь на иные заботы. А мозг потом вдруг выдает искомое. Так вот, зачастую после семинара по допустим лидерству многие начинают копать вопросы с лидерством вовсе и не связанные - под влиянием повышения общей энергетики и готовности перешивать свои динамические стереотипы. И если тренер умеет "зажигать", то может это делать в областях весьма удаленных от специализации и на в общем тривиальном материале. Но слушатель получает в первую очередь энергетику. И конечно хотелось бы чтобы он это понимал перед посещением. 

- Концептуальный: 
Цель: ответить на вопросы "почему/зачем/с какой стороны заходить на вопрос", дать аудитории необходимый и достаточный набор принципов, систему, что бы позволило провести аудит собственного опыта, понять причины успехов/провалов, выбросить неправильное/лишнее/устаревшее и наметить пути к целенаправленному развитию своего арсенала. По сути своей такое обучение сильно способствует переводу неосознанных знаний в осознанные знания и - что не менее если не более важно - осознание и областей своего незнания. 

- Инструментальный: 
Цель: рассказать "что делать и как делать", объяснить/показать/ научить аудиторию применять совершенно конкретные методики атомарного, как часто всуе говориться, уровня. Чтобы участник смог это потом самостоятельно внедрить. 

Возможные проблемы достаточно понятны. 

Так, например, если вас интересует решение весьма конкретной задачи а вы попали на мотивационный формат то пользы может быть и немного. Это если ваш подход к задаче был изначально корректен. Но вполне возможно что вы увидите свою задачу под другим углом или в расширенном/сокращенномформате, ввиду чего осознаете необходимость иного чем изначально предполагалось подхода. 

Или: вы попадаете на инструментальный семинар но с удивлением обнаруживаете что не понимаете: ПОЧЕМУ тренер предлагает решать задачу именно таким вот набором инструментов. Метафора: чем поможет компас при отсутствии понятия "стороны света"? Об этом рассказывают на семинарах концептуальных. Да, тренер может и должен "кинуть ссылку" на базовый принцип или набор оных, но полноценно совместить жанры обычно не удается и приходится выбирать из меньших зол: удовлетворять запрос прагматика не понимающего основ бытия или следовать программе в интересах остальной группы. 

Конечно, семинар может и даже как бы должен нести в себе все три элемента.... Но - вы ж понимаете... 

Промежуточный вывод: дело не только и не столько в количестве тем у тренера, а в том, может ли тренер - в случае широкого как бы ассортимента. - прочитать их в критериях " непротиворечиво и достаточно". 

Продолжение следует. По мере вдохновения.

Программы тренера:

EXECUTION: Регулярный менеджмент для рациональных руководителей. Технологии внедрения профессиональной эксплуатации подчинённых
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Освоение принципов регулярного менеджмента, которые позволят существенно повысить фокусировку, осмысленность, системность и эффективность управленческих воздействий на подчинённых

Подробнее
Дата проведения
10-12 сентября 2013
Стоимость
54500 руб.
Зарегистрироваться
Неделя тренингов «7 ЭЛЕМЕНТОВ УСПЕХА» в Турции
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Дата проведения
1-7 октября 2013
Стоимость
140000 руб.
Зарегистрироваться
УПРАВЛЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫМ ХАОСОМ: технологии перехода от нерациональной суеты к эффективному бездействию
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Управление временем в системе регулярного менеджмента. Освоить методы эффективного планирования и самоорганизации в интеграции с другими управленческими компетенциями

Подробнее
Дата проведения
8-10 октября 2013
Стоимость
54500 руб.
Зарегистрироваться
УПРАВЛЕНИЕ ПОСТУПКАМИ ПОДЧИНЁННЫХ: Как получать нужные результаты вместо убедительных объяснений
Фридман Александр
  • Фридман Александр
    Фридман Александр
    Управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group (Рига, Латвия), член совета акционеров и совета директоров ряда компаний. Консультант в области регулярного менеджмента и execution, бизнес-тренер.
Освоение компетенций, которые обеспечат правильное поведение подчинённых в системе "регулярный оперативный менеджмент"

Подробнее
Дата проведения
10-12 декабря 2013
Стоимость
49500 руб. 54500 руб.
(ранняя регистрация) Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?