Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Булавин Виталий  /  Статьи
Программы (12)   Статьи (10)

Ответы Виталия Булавина на часто задаваемые вопросы о тренинге "Пространство для развития"

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Можете ли Вы утверждать, что участие в тренинге позволяет зарабатывать больше денег (быть финансово успешным)? 
- Явной корреляции нет. Конечно, значительная часть выпускников тренинга действительно начинает зарабатывать гораздо больше, - видимо, ощущение гармонии для этих людей связано с существенным ростом доходов. (Для остальных участников, наверное, «не в деньгах счастье»). 

А как насчёт компаний, участвующих в тренинге? Относится ли это к ним? 
- Да. Дело в том, что прибыль не может быть существом изменений, - а только их результатом. Точнее, формулировать цель изменений в показателях прибыли, конечно, можно, - но прибыль – это интегральный показатель устройства компании и всей её деятельности, - и он является следствием комплекса причин, связанных системно. И решать его нужно таким образом, - комплексно и системно, забираясь «вглубь». И, конечно, цель повышения прибыльности в случае компаний ставится чаще, - ведь компании создаются чаще всего как источник денег для людей - владельцев и сотрудников. Если компания начинает работать более эффективно, - в результате тренинга, например, - то и прибыльность растёт. 

В чём ограничения тренинга? Для кого он предназначен,- и для кого нет? 
- Действительно, тренинг этот не всем подойдёт. Если мы говорим об отдельных участниках, то он не нужен тем, кто уже ответил себе на все основные жизненные вопросы, и не хочет ни пересматривать этих ответов, - и тем более вопросов, - ни даже просто ещё раз рассмотреть их. Можно проверить себя – если Вы считает себя таким, «полностью определившимся», человеком, - то это значит, что у Вас должна быть очень высокая степень удовлетворённости жизнью, у Вас в жизни есть настоящая гармония, - денег сколько нужно, есть любимое дело, и оно вполне получается, с личными отношениями всё в порядке, - иначе, если что-то не решено наилучшим образом, - то, значит, «вопросы есть». В этом случае на тренинг идти есть смысл. Что касается компаний, - опять же, если «всё решено», и не надо никакого пересмотра, все главные действующие лица ориентированы правильно и стратегично, всё получается так, как хочет руководитель, амбиции удовлетворены, то тоже нет причины посылать команду на тренинг, или организовывать его внутри фирмы; если же что-то существенное пока не решено, не налажено, то смысл его проведения есть. Наиболее частые цели проведения тренинга в компании – повышение амбициозности сотрудников, что особенно важно, если рынок, на котором работает компания, усложняется, начинает серьёзно расти конкуренция и т.д. Правда, есть ещё одно «но»: тренинг только для тех компаний, в которых руководство видит развитие компании через развитие человеческой системы, в частности. Просто не все компании заинтересованы в развитии человеческой системы организации. Многие компании видят развитие системы персонала сугубо в функциональном смысле, но не в человеческом. 

Почему? В чём разница? 
- Многие компании, особенно крупные, относятся к сотрудникам как к ресурсу, который нужен, чтобы производились продукты деятельности компании. Известно, что требуется от каждого сотрудника, - какие вопросы он решает, какие действия делает, и что является его продуктом. Но – требуется ли от него, чтобы он думал? Нужно ли, чтобы он думал творчески? Или он должен действовать сугубо «как положено»? Нужно ли, чтобы он сегодня думал иначе, чем вчера? А завтра, - иначе, чем сегодня? Является ли он «knowledge worker»? Реальность такова, что интеллектуальным трудом, - т.е. производством интеллектуального продукта, - занимаются отнюдь не все «белые воротнички», - хотя, по определению, вроде бы должны. Увы, хотя это было установлено как «новая реальность» уже давно, - первым это заметил Питер Друкер, ещё в 60-х, - но на практике таких компаний, - и рабочих мест, где реально требуется интеллектуальный труд, ещё не так много. Некоторые компании пока не рассчитывают на то, что им удастся добиться этого. А некоторые – вообще не стремятся к этому, ограничиваясь требованием, чтобы сотрудники делали «только то что положено», - ну как солдаты в армии. Так вот, если компании относятся к сотрудникам сугубо как к исполнителям, которым не нужно думать, - и думать самим, - то им не нужно посылать таких сотрудников на этот тренинг. Потому что велика вероятность, что они там научатся думать. И, может быть, даже войдут во вкус. Ими же надо будет тогда управлять иначе – как думающими людьми! Но, конечно, мягко говоря, «тренд» именно такой, - в мире и даже в нашей стране. А прогресс, как известно, не остановить. 

Как устроен тренинг? Что там происходит? 
- В тренинге участвует довольно много людей, обычно от 50 до 70. Им предлагается рассмотреть – на практике, через игровые ситуации и упражнения, - некоторые модели менеджмента, от базовых до суперсовременных. И параллельно творчески их осмысливать, чтобы применить их к своей практике. 

А почему в тренинге так много людей? 
- Скорее, зачем? Действительно, большая часть тренингов рассчитана на другой формат – там 12-16 человек. Но в этом тренинге «штатный» формат – от 50 до 100 человек. Иначе его провести трудно. Много людей нужно для того, чтобы, во-первых, там оказались по возможности максимально различные по своим качествам, установкам люди, и во-вторых, чтобы прожить эти 4 дня в максимально реальной, а не искусственной, среде. Ведь в жизни современному человеку, менеджеру приходится общаться с большим количеством очень разных людей, - особенно если в жизни происходят какие-то изменения, как у многих сейчас. Именно эта обстановка и создаётся на тренинге. Тренер, по сути, совсем не «преподаватель», (который знает некую «истину»), - а главным образом помощник в поиске наиболее эффективной коммуникации человека, участника тренинга, с внешней для него средой. Собственно, главный результат тренинга, можно сказать, - это существенное изменение коммуникаций участника. 

И всё? 
- Да. Только этот результат – интегральный. Чтобы изменились практические коммуникации человека, изменения должны затронуть во-первых, разные сферы мышления и поведения, а во-вторых, эти изменения должны быть реальными, - а это весьма глубокий процесс, - ведь с помощью, скажем, лекций добиться этого нельзя… . 

Разъясните, почему? 
- Разные цели – разные средства. Задача лекции – передать определённые знания. Задача тренинга – изменить практическое поведение, реальные действия. Причём, если нужно, чтобы человек действительно научился действовать иначе, изменения должны произойти на глубоком уровне, на уровне установок, т.н. «ценностей». А именно эту, максималистскую, задачу призван выполнять этот тренинг. Он был задуман как стержень технологии развития предпринимательских способностей человека, - это и было сверх-идеей создания Школы менеджеров «Арсенал» более 18-ти лет назад. Вот эти 15 лет и подтвердили адекватность такой идеи, и действенности этого тренинга. 

Таким образом, это тренинг предпринимательства? 
- Именно. И вот здесь стоит сказать об одном из важнейших отличий тренинга. Дело в том, что предпринимательские способности по сути представляют собой не одно качество, а целый их комплекс. По крайней мере, здесь в одном «букете» сочетаются такие способности, компетенции: 
• адекватность (способность воспринимать реальность более-менее объективно); 
• коммуникативные навыки, в т. ч. умение продавать – от собственных идей до продуктов своей фирмы; 
• системное мышление; 
• творческие способности, умение находить «свежие» решения; 
• умение добиваться результата; 
• профессиональная уверенность; 
• перспективное мышление; 
• умение учиться, а также вообще открытость новому. 
Раньше, в прежнее время, для развития каждой из этих компетенций было принято проводить отдельные тренинги. Всё было бы хорошо, но по отдельности эти качества не слишком удачно развиваются, - просто потому что реально они всегда взаимосвязаны, связаны системно. Поэтому по-хорошему их и надо развивать одновременно, системно. Этот подход мы разрабатываем с начала 90-х, и кое-чему в этом плане уже научились. Передовая мировая практика подтверждает нашу правоту – ассоциации бизнес-образования в последние годы установили, что современные программы должны быть: 
• междисциплинарны, 
• межфункциональны, 
• межинституциональны и 
• межнациональны. 
Так что мы вполне можем гордиться тем, что в данном случае мы идём в авангарде этой мировой практики. Такие программы мы называем программами нового поколения, и самой «продвинутой» и базовой является тренинг Пространство для развития, благодаря которому Арсенал смог быть полезным своим клиентам в течение более 18-ти лет, доказав своё право на существование. 

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?