Вам подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Медецкий Геннадий  /  Статьи
Программы (3)   Статьи (7)

Почему b2b-стартапы не могут быть успешными в России

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Источник: http://i-business.ru

Наткнулся недавно на любопытную статистику: b2b-стартапы в два раза чаще b2c-стартапов достигают капитализации в миллиард долларов. Об этом говорил в своем интервью  Джим Гоетс (Sequoia) - венчурный инвестор был явно удивлен, что так мало стартперов сегодня работают в направлении b2b.

Да, в  Америке действительно B2B-стартапы чаще достигают миллиардной капитализации. Более того, даже стартапы, развивающиеся в сфере  B2C, на поверку оказываются купленными крупными игроками рынка.

Причем в  сфере B2C у них не было очевидной успешной модели. Например, тот же Instagram - чисто социальный проект, но, по всей видимости, изначально предполагавшийся, как удачная покупка кем-то из грандов рынка.

Действительно, В2С может показаться более привлекательным для стратапа ввиду того, что проще договориться с небольшим числом потенциальных потребителей продукции стартапа, чем завоевать лояльного клиента на потребительском рынке, где число потребителей стремится к бесконечности.

Однако в России другие реалии. Российские инновационные продукты здесь никому не нужны. Они не имеют здесь репутации чего-то успешного или правильного.  

Показательная история. Один стратап представил как- то ряду нефтяных компаний совершенно инновационный насос для закачки воды в скважину. Новый насос -  в 20-30 раз дешевле, использует принципиально другой метод и абсолютно неубиваем, что обусловлено его конструкцией.

Однако наши нефтяные компании предпочли хорошо проверенный западный образец, который хотя и дороже в 20 раз и ломается почаще -  но его закупка логична для компании. Ведь лучшие в мире компании покупают именно такой насос! И человек, принимающий решение, рискует потерять работу, если случится что-то на буровой с непроверенным отечественным инновационным насосом.

Кроме того, в закупке таких продуктов нашими грандами бизнеса часто находится место пресловутой личной заинтересованности и откатам. Мне  лично один из поставщиков, выигравший конкурс на поставку большого количества оборудования из-за границы, как-то пожаловался, что у них в закупке цена провода USB для принтера пятьсот евро (!), хотя, понятно, что он не может стоить больше пяти  долларов.

Традиционализм, коррупция и закостенелость крупных игроков на российском рынке не позволяют им закупать российские инновационные продукты. И это логично. Бренд made in Russia - не обладает достаточной притягательностью даже в России.

В умах потребителей - российское значит "дешевое и некачественное". И бороться с этим эффективно может только государство.

Я уже высказывал идею внесения в 94-й ФЗ пункта о том, что, в первую очередь, конкурс на поставку продукции должен объявляться среди российских инновационных производителей. И только в том случае, если они не в состоянии произвести необходимый товар, - нужно обращаться к импорту.

Необходимо законодательно закрепить норму в 25-50% отечественных высокотехнологичных товаров в объемах закупки для государственных предприятий и предприятий, в которых есть доля государства.

Россия - страна, где 60% населения, так или иначе, работают на государство. И если бы государство публиковало открыто список необходимых товаров на 3-5 лет, то инновационная отрасль смогла бы ориентироваться, на чем стоит сосредоточить внимание в разработках, чтобы представить на конкурсе свою продукцию через год или три.

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?