Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Макшанов Сергей Иванович  /  Статьи
Программы (8)   Статьи (34)

Анализ причин кризиса

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Источник: Журнал «Я№1», 17 ноября 2008 год

Автор: управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Сергей Макшанов 

Любой кризис уничтожает самых неэффективных игроков рынка, «зашумляющих» рыночный ландшафт. С рынка уходят те компании, которые не думают о развитии компании в долгосрочной перспективе и следуют краткосрочным целям.

Продолжающийся экономический кризис закономерен. Сейчас важно стать не просто свидетелями его свертывания и масштаба «разрушений», а проактивными участниками событий, максимально использовать открывающиеся возможности и шансы занять освобождающиеся рыночные ниши.

В чем причина разворачивающегося на наших глазах системного кризиса мировой экономики, начавшегося с ипотечного кризиса в США? Основная причина в отрыве средств платежа от реального продукта. Постепенное наполнение мирового рынка производными финансовыми инструментами связанного с квази-деньгами (необеспеченными долларами США) привело к началу масштабного процесса (мы еще в первой четверти последствий) когда капитал начал бегство из производных инструментов (глобальный процесс) и с рынков развивающихся стран.

Именно такими вторичными финансовыми инструментами спекулировала финансовая элита Соединенных Штатов, эта ситуация усугублялась крайней экономической наивностью населения, нечистоплотностью менеджмента и политикой двойных стандартов.

Особенно это было очевидно в деле Enron: компания стремительно шла ко дну, а топ-менеджмент компании продолжал получать высокие оклады и годовую премию.  Так по данным http://www.usa.polpred.ru, около 600 сотрудников «ближнего круга получили в ноябре 2000 г. в качестве премий более 100 млн. долл. Последствия: крах компании, увольнение и потеря пенсий более чем 20000 сотрудников.

Происходящее связано с глобальной конкуренцией центров сил. Можно фиксировать фундаментальном снижение экономической силы США (необходимо обслужить колоссальный совокупный долг, который перешел психологический порог в 50 трлн. долл., из них 12,5 трлн. долл. – государственный внешний долг, остальное – долги корпораций и частных лиц) и удешевления бренда «Америка». В тяжелейшей ситуации рынок недвижимости США: государству придется  перефинансировать 1 млн. 700 тыс. закладных на недостроенное жилье,  иначе последует еще большая цепочка банкротств компаний и невозвратов кредитов от частных лиц. Правительству Соединенных Штатов придется предпринимать попытки уйти от суверенного дефолта через гиперинфляцию (до 30 апреля крупнейшие банки предоставляют долларовые кредиты по низким ставкам БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ!!!). В 2-3 квартале 2009 года возможен пик кризиса в США и привязанных к доллару странах, после чего возможен рост напряженности вплоть до военных конфликтов и их провоцирования.

Развивающийся кризис в первую очередь затронет привязанные к американской экономике страны с отрицательным сальдо внешней торговли (т.е. объем импорта превышает экспорт, страна покупает больше, чем продает).

Таким образом, мы получаем качественно возрастающую неопределенность мировой экономики. По этой причине назвать период выхода мировой экономики из кризиса пока сложно.

Для сохранения на плаву у Америки есть приличная производительность труда (к примеру, по данным на 2006 г. выработка труда на одного сотрудника в год в США в среднем составляла 421 тыс. долл., в Европе – 230 тыс. долл., тогда как в России этот показатель достиг лишь 17 тыс. долл.) и инновационный потенциал, в т.ч. отлично финансируемый на уровне НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки или R&D, research and development).

В США долгое время вели активную политику по привлечению ученых со всего мира в свою страну, развивая, таким образом, свой научный и инновационный  потенциал. Результаты не заставили себя ждать. Например, в 2008 году из 5 нобелевских премий, 2 получили ученые из США (5 человек). Но все они не являются коренными американцами, это китайские и арабские ученые, приглашенные на территорию США для реализации исследовательских проектов.

В российской экономике мы являемся свидетелями самых заметных изменений  на финансовых рынках, рынке недвижимости, тесно связанными с ним автомобильном рынке, рынке мебели и бытовой техники, в дистрибуционном и туристическом бизнесе, перекредитованном ритейле и дистрибуции. Мы видим банкротства и поглощения мелких банков более крупными государственными финансовыми группами (Связь банк и Газпромбанк, КИТ-Финанс и альянс РЖД – Алроса и пр). Ряд девелоперов замораживает свои проекты, отказываются от покупки новых участков, продают имеющиеся объекты с большим дисконтом. На рынок будет выброшено большое число земельных участков с разным уровнем освоенности.

Производители автомобилей сокращают выпуск, в свою очередь у автодилеров падают продажи, в значительной степени снижение продаж автомобилей связано с усложнением выдачи потребительских кредитов потенциальным покупателям.

В связи со снижением покупательского спроса (потребители не знают сколько продлиться кризис, на фоне начавшихся увольнений стараются умерить расходы) приостановились продажи крупной бытовой техники, идут отказы от туристических поездок.

Выход из кризиса российской экономики может быть очень быстрым (при решительном сокращении госрасходов и предоставлению бизнесу, особенно импортзамещающему и экспортному, длинных дешевых (10-12%) рублевых кредитов).

Любой кризис, тем более столь масштабный, создает не только масштабные риски, но и масштабные возможности.

Выбрав путь движения к максимальной эффективности, российские компании добьются лидерства, не из алчности, а для того, чтобы создать привлекательные и адаптированные условия проживания миру и себе.

Значительная часть компаний продолжает рост, проводит и готовит новые поглощения, оптимизирует штат и ФОТ, использует приостановку инвестиционных проектов для совершенствования бизнес-процессов, подготовки переговорных команд, оптимизации затрат.

Принципиально сейчас восстановить реальный спрос на товары и услуги. Наиболее перспективны сейчас интенсивные контакты с реальными и новыми участниками деловой сети, перезаключение контрактов на взаимовыгодных в условиях кризиса условиях, стимулирование сбыта, переход торговых сил на активные продажи и территориальную экспансию, более гибкие условия отгрузок., сознательное снижение до приемлемого уровня торговой наценки.

Самая крепкая и эффективная часть российского бизнеса – построенные с нуля крупные, средние и мелкие компании – станет локомотивом выхода из кризиса. Эти компании будет перерабатывать последствия кризиса привычным способом – собственными силами, интеллектом и энтузиазмом.

Что ощутят все – снизится доступность заемных средств, скорректируются (вниз) цены на недвижимость, стабилизируется и повысит свою эффективность персонал, уйдут с рынка перекредитованные девелоперы и автодилеры, спекулятивные банки, изменится структура спроса и предложения.

Самое принципиальное, чего очень бы хотелось – оздоровления мотивации руководства и персонала, понимания, что эффективность российской экономики и бизнеса пока низка и успокаиваться рано. Надо многое сделать, чтобы заложить надежную основу для конкурентоспособности в будущем.

Поводы для того, чтобы «гордиться», на данный момент отсутствуют (за нефть, газ, железные дороги, космос и балет низкий поклон нашим родителям, бабушкам, дедушкам и Российской Империи) и находятся в отдаленной перспективе при условии, что мы, наконец-то, начнем работать как следует, а непроизводительная часть общества будет сокращена в 5-10 раз (последнее похоже на мечту).

Программы тренера:

Базовые стратегии 2014
Макшанов Сергей Иванович
  • Макшанов Сергей Иванович
    Макшанов Сергей Иванович
    Эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», руководитель проектов по разработке стратегии Компаний, по максимизации прибыльности бизнеса, по разработке концепций уровня бизнеса. Член совета директоров, независимый директор ряда компаний.
29 ноября в Москве, уже в 12-й раз, пройдет встреча владельцев и высших руководителей компаний, ведущих бизнес на территории РФ, – «Базовые стратегии 2014». Цель – подвести итоги убыточным и прибыльным стратегиям 2013 и получить от экспертов пошаговые рекомендации по действиям в следующем периоде.

Подробнее
Дата проведения
29 ноября 2013
Стоимость
29000 руб.
Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?