Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Булавин Виталий  /  Статьи
Программы (12)   Статьи (10)

Виталий Булавин: "Я пришел дать вам силу и волю"

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Источник: «Эксперт» №48 (260) / 18 декабря 2000 

Успех компаний в ближайшее время будет зависеть от наличия в их стратегии энергетической составляющей 

Компания, о которой я хочу немного рассказать, занимается торговлей. У этой компании сто сорок магазинов по всей России, а офис расположен в Подмосковье. Каждый понедельник утром все сотрудники пробегают по восемь километров, а раз в три месяца совершают сорокакилометровый командный забег с препятствиями. Прежде чем стать директором магазина или продавцом, кандидаты проходят трехнедельную «школу молодого бойца»: их отправляют в подмосковный палаточный лагерь, предварительно побрив налысо (конечно, только мужчин). «Бойцы» встают в четыре утра, бегают, а затем плавают в реке. В течение дня они проходят интенсивную подготовку в Учебном центре, что находится неподалеку в пансионате. Кандидаты изучают внутренний распорядок корпоративной жизни, проходят тренинги. За каждый неверный ответ на вопрос боец получает наказание — он должен раз десять-двадцать отжаться. По окончании школы все сдают экзамен. Половина кандидатов не выдерживает подобных нагрузок и отсеивается. 

Такой экстравагантный подход к организации бизнеса продиктован личным опытом руководителя фирмы: он несколько лет прослужил во французском Иностранном легионе. Но одно это вряд ли объяснит, почему фирма преуспевает в бизнесе (она работает уже пять лет) и как топ-менеджеры связывают всю эту систему со своими успехами в будущем. Хотя на самом деле связь очевидная. 

В нынешней конкурентной среде выживают лишь компании, готовые к нечеловеческим нагрузкам, сверхдостижениям и к совершению прорывов. Большинство менеджеров фирм, конечно, скажут, что невозможно бегать по утрам всем офисом. Но точно так же они могут объявить невозможным решение той или иной задачи в бизнесе. А у руководителей описанной выше фирмы есть цель: создать такую корпоративную культуру, при которой они могли бы открывать любые бизнесы, связанные с торговлей и производством. То есть для них практически не должно быть ничего невозможного. 

Харрис Засман, работавший когда-то штатным футурологом компании «Диджитал», говорил, что руководитель имеет право на создание любой утопии в своей организации. А Бенгт Карлоф, профессор из Швеции, считает, что стратегичность бизнеса определяется двумя факторами: один — это собственно стратегия, строящаяся на строгом анализе реалий, а второй — волюнтаризм руководителя, у которого может просто возникнуть желание взять и сделать «вот это». Один мой знакомый менеджер долгое время называл это «дурью», пока не выяснил, что это вовсе не дурь, а очень полезное качество, которым сполна обладает гендиректор его фирмы. Без волюнтаризма стратегия, как бы хорошо ее ни построили, становится «нестратегичной», потому что лишается «топлива» — энергетики руководителя. 

Вообще-то волюнтаризма в наших компаниях, особенно в первые годы рыночных реформ, было предостаточно. Если чего и не хватало, то скорее интеллектуальной, расчетной составляющей. Лишь после августовского кризиса многие компании занялись выстраиванием механизмов бизнеса, и тогда сложился определенный баланс между волей и расчетом. Похоже, этот баланс опять должен быть нарушен. Западные конкуренты снова ринулись на российский рынок. В частности, как следует из недавно опубликованной статьи в «Эксперте», большинству российских пивных компаний осталось жить два года. Кольцо сжимается и на других рынках, кажется, что сделать уже ничего нельзя. Из этого круга можно вырваться лишь усилием воли. То есть для многих компаний на первый план выходит необходимость совершения какого-то энергетического прорыва, чтобы подняться в своем развитии выше еще на одну ступеньку и осваиваться уже на этом уровне. 

Прорывы бывают разные. Прорыв может состоять и в том, чтобы каждый день сотрудники приходили на работу ровно в восемь часов пятьдесят пять минут утра и выполняли все установленные правила. Важен не масштаб и характер содеянного, а чувство выигрыша, победы, причем не только у самого руководителя, но и у членов его команды. Более того, порой уверенность в успехе может покинуть руководителя, и тогда важно, чтобы в команде эта уверенность сохранялась и оставалась выше критической отметки. (Говоря о команде в условиях России, следует помнить: на Западе люди просто договариваются, что они команда, а у нас надо много водки вместе выпить, на Памир или Тянь-Шань забраться. Потому что мы северная нация: полгода лежим на печке, а полгода вкалываем; для нас в понятие «команда» входят проверки сверхнагрузками и общее ощущение мощного прилива энергии — такого, чтобы по коже мурашки забегали.) 

Руководитель обычно чувствует, как лучше тренировать в своей команде волю, концентрировать энергию. Недавно я предложил своим сотрудникам прочитать одну полезную книгу (хотел было заставить, но понял, что если буду настаивать, не прочитают), и мы устроили по ней сессию, прорабатывали ее основные идеи. А потом я узнал, что в «Маккинзи» менеджеры делают то же самое каждые полгода. Так легче вырабатываются общее видение, миссия, цели; тогда, по законам физики, и возникает резонанс. 

Мне кажется, что персонал должен делать что-то вроде зарядки по утрам, чтобы почувствовать прилив бодрости. И время от времени — устраивать «большой забег». Кстати, из опыта французских легионеров в России можно почерпнуть еще один важный принцип — соревновательность. Недавно сотрудники этой компании проводили корпоративный тренинг в Крыму. Излишне говорить, что до Крыма они добирались своим любимым способом: поездки на автобусе сменял бег с препятствиями и с отжиманиями. А в Крыму они разбились на группы, которые разными маршрутами шли в горах к одной и той же цели. Эти сотрудники всегда разбиваются на команды и устраивают соревнования. Проигравший получает по заслугам, выигравший — тоже. В результате эти два полезных качества — командность и соревновательность — развиваются феноменально. 

Программы тренера:

Пространство для развития
Булавин Виталий
  • Булавин Виталий
    Булавин Виталий
    Бизнес-тренер, основатель Школы менеджеров «Арсенал», автор и ведущий тренинга развития предпринимательских способностей «Пространство для развития»
Знаменитый базовый тренинг Школы бизнеса "Арсенал". Тренинг развивает деловую активность человека, группы людей или целой организации. С 1991 года тренинг прошли более 10 тысяч человек.

Подробнее
Дата проведения
1-4 ноября 2013
Стоимость
28000 руб.
Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?