Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Аветисян Самвел  /  Статьи
Программы (3)   Статьи (21)

Женские черты российской рекламы

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Источник: журнал "Индустрия рекламы", 01.09.2005 

Идея эмансипации и равноправия женщины со времен А. Бабеля и К. Цеткин была одной из господствующих мифов прошлого столетия. Но то, что начиналось в начале века как "освобождение женщины от оков быта", к 50-60 гг. вылилось в поголовное привлечение женщин к т.н. общественно-полезному труду. Советский Союз вплоть до своего распада занимал первое место в мире по количеству работающих женщин. 

Но при этом, справедливости ради следует заметить, что сохранялось гендерное разделение функций, характерное для традиционного общества. Как и дореволюционные крестьянки, советские женщины обеспечивали репродуктивные функции. Ими были заняты такие отрасли, как здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее образование, общественное питание (повара, официанты), учреждения культуры (библиотекари, заведующие клубов). Все это суть ролевые обязанности матери в семье - кормить, готовить, воспитывать. 

Такому же преобразованию подверглись и некоторые ролевые обязанности хозяйки - вести учет, копить, хранить, распределять (бухгалтера, технологи, низшее чиновничество). Наряду с тем имелся и незначительный сегмент женского тяжелого физического труда (водители автобусов-троллейбусов, асфальтоукладчицы, крановшицы). И только в виде редкого исключения женщины были представлены в творческих профессиях писателей, художников, композиторов. 

Иная картина сложилась и продолжает усугубляться с наступлением рыночных отношений. Женщина "пошла во власть"(Матвиенко, Хакамада), потом ринулась в бизнес (Батурина, Слуцкер) и под конец "оккупировала" рекламно-творческие позиции. Сегодня исключительно женскими воспринимаются профессии pr-менеджера, account-менеджера, бренд-менеджера, копирайтера и т.п. Профессии креативного и арт-директора только формально можно назвать мужскими. По психотипу и ролевому поведению эти, с позволения сказать, творческие деятели скорее женщины, чем мужчины. При этом не обязательно, чтобы они были гомо-или-метросексуалами. И с каждым годом рекламную индустрию пополняют не сосредоточенные мужчины-созидатели, а проворные женщины-собиратели. К чему это приводит? К тому, что все меньше новых оригинальных рекламных идей, а те, что есть - сплошь краденые. 

Попробую дать этому по возможности логически внятное объяснение, при этом я далек от мысли абсолютизировать приводимые ниже доводы. 

Как известно, "соблазн - это всегда соблазн зла". Он вездесущ: он в красоте и уродстве, возвышенном и низком, чистом и грязном. Любую похоть он способен оплести своим кружевом, обратив искушение в симуляцию. Природа Соблазна коренится в женском начале. Именно в женственности находит "торжество видимостей" французский философ Жан Бодрийяр. Женское начало он представляет как своеобразную "матрицу неопределенности" (матрица, matrix, мат, матка - вот корень Соблазна). При этом Бодрийяр отказывает женщине в сексуальности, соглашаясь с Фрейдом, утверждавшим, что "существует только одна сексуальность, только одно либидо - мужское". Сексуальность, по Фрейду, есть жесткая структура, сконцентрированная на фаллосе, кастрации, имени отца, вытеснении. 

Отсутствие женской сексуальности объясняется спецификой женщины как биологического вида. Согласно психоаналитическим воззрениям, женщина в детстве не знала, что у нее есть влагалище, и считала основным половым органом клитор, в котором видела недоразвитый фаллос. Поэтому самым тягостным из переживаний женщины является зависть к фаллосу. "Никакой завершенный психоанализ, - писал Жак Лакан, - не устраняет последствий зависти к фаллосу в бессознательном у женщины". 

И если справедливо платоновское суждение, что творчество есть переход из небытия в бытие, то женщина, из-за априорной невозможности иметь фаллос неспособна созидать, творить. Но в силу инстинктивного стремления собирать-и-хранить она вынуждена красть-или-симулировать идею

Только этим можно объяснить усиливающуюся тенденцию наделять рекламируемые товары "женскими" качествами доступности, безотказности, влажной готовности быть использованной. Сугубо "женская" черта "стать жертвой обольщения" присуща многим российским новообразованным брендам. А обольщение как жертвенный процесс есть ничто иное, как погружение в смерть, как "вхождение в конечное", то есть в женское начало. 

Программы тренера:

Будущее маркетинга и маркетинг будущего. Мастер-класс маркетинг-звезды Самвела Аветисяна
Аветисян Самвел
  • Аветисян Самвел
    Аветисян Самвел
    Управляющий партнер Маркетинговой Компании "АрхИдея", зав. кафедрой маркетинга и брендинга Университета "Синергия", партнер школы Бизнеса "Синергия", независимый член Совета Директоров ряда компаний. Практик, в маркетинге - 20 лет. Создатель брендов "Тинь
Почему Котлер устарел? Когда наступит смерть продавца? Почему не работает маркетинг-микс? Когда бренды умрут? Когда исчезнет реклама? Об этом и не только на мастер-классе Самвела Аветисяна – создателя брендов "Техношок", "Пикадор", "Мечта хозяйки", "Дарья", "Царь-батюшка", "Тинькофф", пиво Т.

Подробнее
Даты проведения
9 октября 2013
13 декабря 2013
Стоимость
19500 руб.
Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?