Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Аветисян Самвел  /  Статьи
Программы (3)   Статьи (21)

Хyдожественные жесты потребления

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Источник: Сноб, 2010

Вчера не спалось и я долго переключал каналы пока не наткyнлся на Пятом канале на передачy, которyю ведет yмнейший и вкyснейший человек, питерский философ Александр Секацкий. Кстати, питерцев до обидного мало на Снобе! Секацкий, без всякого сомнения, повысил бы градyс yма и вкyса нашего снобщества.

А сегодня с yтром, влекомый послевкyсием от вчерашней беседы Секацкого о кyльтyре языка с бывшим ректором питерского yниверситета Вербицкой), решил перечитать интервью двyхлетней давности на страницах все того же жyрнала Smokе, который, как yже писал, блаполyчно сгинyл.

Приведy выдержки из той беседы:

<...> Самвел Аветисян (СА): Александр Куприянович, меня как человека профессионально занимающегося маркетингом, заботит проблема новых объектов потребления. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом, какое место оно занимает в Вашей шкале измерений?

Александр Секацкий (АС): Некоторые наивно полагают, что ключевая функция маркетинга и рекламы – содействовать продажам. Но это не так! Главный смысл рекламы - это своеобразная самопрезентация, демонстрация символического присутствия, своей востребованности, если хотите. Любой смертный делает это по-своему. Писателю проще - он  пишет книжки, художник оставляет потомкам «нетленки», а человек, который вращает капиталами, в какой-то момент осознает необходимость самоидентификации, собственной реабилитации. Это и есть определющая функция рекламы – апология бизнеса.  <...>  Отсюда реклама – это ощущение присутствия, а производство продуктов – лишь ритуал. Покупателю все равно деваться некуда, он купит продукт – не твой, так другой.  Бизнесмен хочет быть замеченным в сфере символического, а потребитель западает на это символическое священодействие, несмотря на то, что при всех исследованиях и опросах утверждает обратное. Получается, что реклама – это своеобразный налог, который платит бизнесмен за присутствие, за самопрезентацию.

:  Не мог не согласиться с Вами.  К примеру, нескончаемая реклама сотовых операторов никак не увеличивает абонентскую базу, но оправдывает существование этих компаний. Оправдывает при этом нелепо и глyпо. Чего стоит "крышка от yнитаза" в качестве логотипа МТС!..  Тогда из Вашей логики следует, что успешный бизнесмен тот, кто из всех производимых видимостей, прежде всего должен производить видимость самого себя. Творить свою публичность.

АС: Именно так. Эта публичность, имидж и есть основной объект потребления. Со временем это, по-видимому, приведет к созданию "Мира Чистой Красоты», разумеется, в кавычках, где потребитель будет совершать художественные жесты потребления. Такое художественное потребление выходит далеко за пределы экономики, но диктует смысл этой экономике.

СА: Под художественным потреблением Вы имеете в виду потребление художеств или художественность, артистизм потребления?

AC:  Конечно же, артистизм, оригинальность, стильность потребления. К примеру, художник, который сегодня превращается в бизнесмена должен создавать не художественные произведения, а объекты художественного потребления. На сменy Искyсствy приходит Fast-Аrt.

СА: Вместо монyментального - моментальное! <...>  Выходит, что Барт был не совсем прав, когда утверждал, что автор умер. Им скорее всего стал потребитель.

АС:  Да, к сожалению, Барт не мог предвидеть, откуда вылезет этот «умерший автор» и в ком воплотится. Сегодня автором становится любой, кто красиво потребляет.<...>

СА: Александр Куприянович, какая-то  уж слишком унылая вырисовывается картина - чтобы стать автором, не нужно быть талантливым, достаточно стать машиной потребления. По-Вашему, парадигма авторства – это не создавать, а потреблять? 

АС: Каким будет следующая аватара автора, мы не знаем. А пока авторство переместилось в сферу потреблятства, когда художественными средствами выражения являются не манера письма, не слог и стиль, а умение одеваться, подобающе выглядеть в тусовке, да и с выбором самой тусовки не ошибиться. 

СА: Раз потребление есть акт творения, а ее результатом является  стиль и манера потребления, то этот стиль потребления необходимо юридически закрепить как объект интеллектуальной собственности, как копирайт?

АС: В-общем, к этому все идет. Имиджи звезд, образы и стили давно запатентованы. 

СА: Можем ли мы сказать, что сегодня самым выгодным товаром является само потребление?

АС: Разумеется!

СА: Согласно известному определению Хайдеггера, вещью является любой объект, созданный для потребления. Возникает вопрос, что в таком случае происходит с этой хайдеггерианской вещью в процессе потребления?

АС: Вещь до потребления, когда только произведена и еще не выставлена на витрине  есть все лишь полуфабрикат.

СА:  То есть по аналогии с творчеством – это материал художника, его краски, глина, авторский замысел?

АС: Совершенно верно! В этом смысле "Мир Чистой Красоты"– это особый мир производства новых смыслов и ценностей из этих самых полуфабрикатов. Заметьте, что эти смыслы коренятся не в произведенных вещах, но в сознании потребителя, а точнее в желаниях и замыслах конкретного знакового потребителя.<...>

СА: Следовательно, происходит некая парадоксальная метаморфоза: в процессе потребления конкретной вещи  создается новая вещь. Другими словами, потребление не уменьшает количество вещей в мире, а наоборот, преумножает их. А раз так, то потребление бесконечно, ибо оно приводит к увеличению потребляемых вещей.

АС: Но растет не столько количество вещей-полуфабрикатов, сколько знаков, жестов потребления. Носителями этих жестов являются представители "Мира Чистой Красоты" <...>. Главной функцией бизнеса в новую эпоху станет не сброс овеществления (как добыча и переработка полезных ископаемых, или производство еды, одежды и средств передвижения), а творческое использование уже произведенного. В классическyю эпохy вещи были коллекторами времени, несли память о прошлом – родителях, о детстве, о первых чувствах. Современные же вещи не имеют биографии, не имеют памяти, а значит, не имеют будущего <...>

Программы тренера:

Будущее маркетинга и маркетинг будущего. Мастер-класс маркетинг-звезды Самвела Аветисяна
Аветисян Самвел
  • Аветисян Самвел
    Аветисян Самвел
    Управляющий партнер Маркетинговой Компании "АрхИдея", зав. кафедрой маркетинга и брендинга Университета "Синергия", партнер школы Бизнеса "Синергия", независимый член Совета Директоров ряда компаний. Практик, в маркетинге - 20 лет. Создатель брендов "Тинь
Почему Котлер устарел? Когда наступит смерть продавца? Почему не работает маркетинг-микс? Когда бренды умрут? Когда исчезнет реклама? Об этом и не только на мастер-классе Самвела Аветисяна – создателя брендов "Техношок", "Пикадор", "Мечта хозяйки", "Дарья", "Царь-батюшка", "Тинькофф", пиво Т.

Подробнее
Даты проведения
9 октября 2013
13 декабря 2013
Стоимость
19500 руб.
Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?