Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
Ведущие  /  Архангельский Глеб  /  Статьи
Программы (3)   Статьи (12)

Как создать «культуру эффективности»

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Организация Времени», руководитель ТМ-проектов в РАО ЕЭС, РУСАЛ, PricewaterhouseCoopers, и др.

Умение грамотно организовывать свое время нужно каждому человеку. Еще заметнее эта потребность в масштабе целого предприятия. Планируя корпоративные программы обучения, менеджеры по персоналу сталкиваются с необходимостью выработать единое восприятие вопросов времени и эффективности в корпоративной культуре. Рассмотрим, как можно решить эту задачу, на примере компании «Вимм-Билль-Данн».

 

Ситуация: «Вимм-Билль-Данн»

Рассказывает Наталья Беккер, на момент осуществления проекта – менеджер проекта Корпоративного университета:

– Создание Корпоративного Университета имело целью сделать обучение сотрудников компании – до этого несколько хаотичное – более системным. Мы поняли, что начинать нужно с менеджеров. Компания огромна; тогда, в 2005 году она включала в себя 28 предприятий в различных регионах, и на каждом из них – управленцы совершенно различного уровня подготовки, управленческой культуры. Словом, абсолютно разные люди. И у них, и у самой компании не было общего языка, – зато были сложности, возникавшие по этой причине.

Нужна была программа, которая задала бы некий стандарт менеджмента. В качестве первого шага провели опрос руководителей, топ-менеджерской «верхушки». В анкетах они указали качества, необходимые, по их мнению, подчиненным. На основе такого мониторинга был создан двухступенчатый обучающий цикл, состоящий из 8 тренингов, для каждого из которых выбрали профессионального разработчика. Одним из самых важных курсов стал тренинг по тайм-менеджменту – «Личная эффективность». Как показала практика, он получил и дальнейшее распространение, сыграв большую роль в создании корпоративной культуры.

Рассмотрим подробней построение программы обучения, создающей единые стандарты эффективного менеджмента в корпоративной культуре.

 

Вынос

Задача: Сделать так, чтобы обучение способствовало созданию единой корпоративной культуры, нацеленной на эффективность.

Решение. Разработка единой программы обучения, включающей основные требования к качествам, которыми должен обладать руководитель, и распространение ее среди сотрудников всех уровней.

 

Мотивация участников обучения

Программа обучения для менеджеров «Вимм-Билль-Данн» добровольная и при этом достаточно насыщенная, трудозатратная. Одна только первая ступень ее длится полгода; в процессе обучения требуется выполнять много заданий, тратить много сил, и самое главное – быть готовым изменяться. При таких обстоятельствах не редко идею корпоративных курсов ожидает фиаско, но только не в этом случае.

– Конечно же, мы никому не навязывали обучение, – рассказывает Наталья Беккер. – Наша задача состояла в том, чтобы подробнейшим образом рассказать, что у нас есть, и что это даст человеку и компании в будущем. В 2005 году региональные производственники еще не были избалованы ни вниманием, ни разнообразием курсов, и шли на тренинги с удовольствием, понимая их актуальность.

За год обучилось 600 человек, но и сейчас интерес не только не ослаб, он постоянно растет. Программа работает, регулярно набираются все новые и новые группы. Каждый новый менеджер получает рекомендации пройти курс, и если хочет – обучается, и делает это охотно, с удовольствием, потому что он реально полезен.

Интересен и такой момент: как уже было сказано, в первый поток «учеников» попали только «средние менеджеры» (тренинги были рассчитаны на руководителей отделов и групп), но второй поток состоял из представителей высшего менеджерского состава. Что произошло? Топ-менеджеры к идее «сесть за парту» как правило относятся без энтузиазма – они уже и так профессионалы… Как же удалось их уговорить? А никто никого не уговаривал:

– Они видят, что подчиненные стали эффективнее работать, что с удовольствием и пользой применяют навыки, усвоенные на тренингах, охотно об этом рассказывают и заинтересованы в том, что делают! – Говорит Наталья.

«Топов» заинтриговали, им самым наглядным образом продемонстрировали «плоды просвещения». Более того, они почувствовали, что в чем-то уступают своим подчиненным. Кто же смирится с такой ситуацией!

 

Информационная подготовка

По словам сотрудников, поначалу сама формулировка «тайм-менеджмент» подчас могла испугать. «Нас опять будут учить, как выжимать из себя все соки», «Мы превратимся в загнанных лошадей»… – такие заблуждения возникают от незнания. Задача HR-а разъяснить людям, что к чему.

Тренинг «Личная эффективность» посвящен тому, как жить и работать с удовольствием, удовлетворением и радостью. Время – это невосполнимый ресурс. Правильно и разумно распоряжаться им – один из важнейших навыков. Это необходимо было донести до сотрудников, и это было сделано с помощью различных внутренних коммуникаций – рассылки мотивирующих статей по тайм-менеджменту, размещения материалов на внутрикорпоративных информационных ресурсах, и т.п. Работало и «сарафанное радио».

В целом, благодаря налаженному информационному обмену, участники приходили на тренинги «морально подготовленными» и учились с удовольствием. Кроме того, в программу курса были включены посттренинги, проводившиеся через 3-4 недели после базового занятия. На них участники обменивались реальным опытом применения технологий, получали консультации тренера.

 

Отслеживание результатов

Прослушав курс в Корпоративном Университета, для получения сертификата каждый участник тренингов пишет бизнес-эссе о том, как программа изменила его рабочую действительность. Интересное наблюдение: люди предпочитают не излагать теорию, а рассказывать, например, как внедряют у себя конкретные методы тайм-менеджмента… Для многих – особенно в регионах – стал настоящим открытием факт многовариантности жизни. Оказалось, что ее можно менять, и что есть способы воздействия на окружающий мир. Произошло переосмысление подхода жизни. Смена мировосприятия повлекла за собой не только успехи в работе, но и хорошие изменения «на личном фронте»: появилось больше времени, стали больше успевать, чаще бывать с семьей.

Это частные, но очень важные победы. Есть и глобальный результат. Он состоит в том, что менеджеры огромной компании, объединяющей на сегодня более 30 производств во всех уголках страны, стали говорить на одном языке. И на Дальнем Востоке, и в Бишкеке, и на Урале у руководителей появились общие подходы к менеджменту, возник инструментарий, который используется в практической деятельности.

 

Практические рекомендации

Шаг 1. Создайте мотивацию будущих участников обучения.

Определите, кого включить в инициативную группу, кто сможет, пройдя обучение, «заразить» других работников компании желанием научиться эффективно вести дела.

Шаг 2. Распространите информацию, которая возбудит интерес к обучению.

За две-три недели до тренинга разошлите одну или несколько статей, в популярной форме излагающих основные идеи тайм-менеджмента. Разумно подобрать материалы, в которых сделан акцент на оптимизации личного времени, а организация рабочего процесса затрагивается лишь отчасти. Возможность не просто грамотно организовать работу, но и найти время на «себя, любимого» – гораздо лучший мотиватор, чем получить совет на тему «как улучшить рабочий процесс».

Шаг 3. Проведите серию тренинговых мероприятий.

Запланируйте обучающие мероприятия, не забыв включить в них задания для самостоятельной проработки. Если позволяет бюджет, организуйте посттренинги, которые помогут закрепить результаты.

Шаг 4. Отследите результаты обучения.

Предложите участникам написать эссе о личном опыте применения тайм-менеджмента. Устройте небольшую лотерею, разыграйте призы для авторов лучших эссе – это подогреет интерес. Если в компании приветствуется количественный анализ любых процессов, разошлите дополнительно анкеты, позволяющие количественно оценить результаты обучения.

Шаг 5. Организуйте распространение лучшего опыта.

Поддерживайте общение участников обучения между собой: организуйте для них интернет-форум, или «круглые столы». Опубликуйте на корпоративном сайте лучшие эссе и отзывы о пройденном обучении.

Помните главное: в развитии корпоративной культуры, нацеленной на эффективность, начинать можно с малого. Большое придет со временем.

 

Бизнес-эссе «Профессия – руководитель»

(Выдержка из отчетного эссе Ольги БАЖАНОВОЙ, директора по маркетингу ОАО «Бишкексут» группы «Вимм-Билль-Данн», Кыргызстан)

 

В 2005 году я ставила перед собой следующую управленческую задачу: решить личные проблемы, мешающие эффективно работать. В настоящий момент мне удалось ее решить.

Для директора по маркетингу типичных по содержанию рабочих дней не бывает, постоянно возникают самые разные технологические, производственные, творческие, коммуникационные задачи, требующие оперативного решения. Структурно рабочий день можно представить так:

– работа с подчиненными (оперативные задачи, проблемы, пути и сроки их решения);

– работа с e-mail и бумажной корреспонденцией, ответы на запросы;

– рабочие встречи; коммуникации с клиентами, партнерами, субподрядчиками, сотрудниками своего и других подразделений компании;

– ответы на вопросы СМИ, разработка, корректировка и анализ текущих отчетов, краткосрочных и долгосрочных планов, маркетинговых мероприятий просмотр текущей деловой и специализированной прессы.

Как все успеть? Конечно, можно использовать и нерабочее время, что я раньше активно делала. Было в порядке вещей задержаться до восьми вечера, чтобы в тишине и спокойствии завершить то намеченное, на что не хватило времени. А можно выходными пожертвовать… Так продолжалось достаточно долго, но в один прекрасный момент я поняла: дело не в количестве работы, а во мне самой! Моя жизнь проходит мимо, некогда заняться спортом, некогда посидеть с друзьями в кафешке…

ПРИШЛО ВРЕМЯ МЕНЯТЬСЯ!!!!

Как раз в этот момент у нас на предприятии началась учеба в Корпоративном Университете (так удачно совпало!). Начала я с того, что постаралась понять, на что я трачу время. Хотя достаточно подробный ежедневный план у меня был всегда, но тут стала делать записи каждые 15 минут. По результатам недельных заметок я поняла: большая часть времени уходит на прием посетителей и выполнение той работы, которую с легкостью можно поручить подчиненным.

Следующим шагом было, описание работ, которые делают мои подчиненные. Получив график их загруженности, мы нашли свободные окна, в которые вклинили часть выполняемой мной работы. Сначала было некомфортно, я думала: «Ведь лучше меня самой это никто не сделает!». Через несколько недель поняла, что заблуждалась, что вокруг меня действительно профессионалы, на которых можно положиться. Так у меня появилось время на креатив, полет фантазии :-). Да и мои сотрудники почувствовали свою значимость, что тоже стимулирует их, как специалистов.

Еще через несколько недель, я заметила, что за рабочий день (я планирую его с вечера и потом корректирую) я стала успевать гораздо больше. Больше того, я стала задумываться о том, чем бы заняться вечерами и нашла очень милое решение – увлеклась восточными танцами… Через три месяца, сбросила пару тройку килограммов и насобирала массу комплиментов (окружающие говорят, заметно похорошела).

Все это результаты тайм-менеджмента. Останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Впереди следующий курс обучения; уверена, что он принесет мне еще много полезных знаний.

Программы тренера:

Тайм-драйв для руководителей
Архангельский Глеб
  • Архангельский Глеб
    Архангельский Глеб
    Ведущий российский эксперт в тайм-менеджменте, основоположник российской школы тайм-менеджмента. Основатель и генеральный директор компании "Организация времени".
Где найти резервы времени, как повысить эффективность планирования рабочих графиков и контроль оперативных поручений топ-менеджмента, как улучшить подготовку, проведение и отслеживание результатов совещаний

Подробнее
Даты проведения
24 сентября 2013
12 ноября 2013, 10 декабря 2013, 18 марта 2014, 10 июня 2014
Стоимость
19900 руб.
Зарегистрироваться
Неделя тренингов «7 ЭЛЕМЕНТОВ УСПЕХА» в Турции
Архангельский Глеб
  • Архангельский Глеб
    Архангельский Глеб
    Ведущий российский эксперт в тайм-менеджменте, основоположник российской школы тайм-менеджмента. Основатель и генеральный директор компании "Организация времени".
Дата проведения
1-7 октября 2013
Стоимость
140000 руб.
Зарегистрироваться
Подпишитесь на рассылку анонсов

Корпоративные программы и программы с открытой датой:


© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1.
Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602
! Знаете, как сделать
Школу Бизнеса еще полезнее?