Мы рады, что Вы знаете про Арсенал! Получите Ваш подарок: 2-х часовой видеокурс Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»!
Ссылка будет отправлена на Ваш e-mail
(495) 646-04-78
Ведущие  /  Щавелев Алексей  /  Статьи
Программы (1)   Статьи (5)

Управление стрессом: мифы и реальность

Подпишитесь на рассылку анонсов
Загрузить статью

Что такое стресс и какую роль он играет в жизни человека? 

Стресс – это состояние физиологической мобилизации, психического напряжения, возникающее в результате адаптации к ситуациям, которые мы воспринимаем как вызов, угрозу, давление. Концепцию стресса как физиологического и эмоционального ответа организма на экстремальную ситуацию впервые предложил канадский эндокринолог Ганс Селье. В 1930-х годах Селье, проводя эксперименты с животными, открыл стрессовую реакцию, закономерности протекания которой оказались идентичными и для человека. Сегодня именно его считают отцом теории стресса. Сам термин Селье позаимствовал из физики сопротивления материалов, где стресс обозначал давление внешней среды, которое вызывает в материалах внутреннее напряжение, позволяющее выдерживать прессинг. Эту метафору с подачи Селье стали использовать для описания адаптивных реакций живых организмов. Под стрессом стали понимать как внешнее давление, так и вызванное им внутренне напряжение, состояние мобилизации, позволяющее адаптироваться к вызову внешней среды. 
Английский язык не был родным для Селье, в связи с чем возникла путаница в понятиях – стресс вызывает стресс. Для того чтобы снять эту терминологическую проблему, в современной теории стресса выделяют стрессоры – события, ситуации, которые оцениваются человеком как угрожающие, и стрессовые реакции – физиологические, психологические, поведенческие, как ответ на вызов. Стрессовая реакция возникает тогда, когда мы считаем, что уровень вызова существенно напрягает или превосходит наши ресурсы, возможности, необходимые для его преодоления. 
Стресс как обусловленное угрозой физиологическое состояние, эмоциональное переживание, сыграл определяющую роль в выживании человека. Стрессовые гормоны (адреналин, норадреналин, кортизол) выполняют роль горючего, дающего энергию справиться с ситуацией. Эмоции во время стресса выполняют две основные функции: информационную и мобилизационную. Такие переживания, как страх, тревога, раздражение, гнев и т.д., показывают наличие угрозы, относительный уровень вызова, создают мотив, побуждение изменить ситуацию, для восстановления безопасности. Именно стрессовые реакции позволяют нам справляться с трудностями и неизбежными опасностями жизни, достигать своих целей. 

Каково влияние стресса на физическое и психическое здоровье? 

Доказано позитивное влияние умеренного стресса на здоровье и чувство общего благополучия человека. Потребность в адекватном уровне напряжения является базовой. Недостаток стресса приводит к раннему физическому угасанию, духовной, интеллектуальной деградации. Адаптируясь к вызову, человек наращивает свою физическую и психологическую выносливость, приобретает необходимые для адекватного ответа знания, умения, навыки, тренирует волевые качества. 
С другой стороны, чрезмерно сильная, длительная стрессовая реакция истощает адаптивные силы организма. Постоянно выделяемые стрессовые гормоны приводят к уменьшению отдела мозга (гипокамп), который отвечает за память. В связи с чем отмечается существенное ухудшение способности к запоминанию информации. Режим постоянной мобилизации постепенно разрушает фундамент нашей иммунной системы – вилочковую железу (тимус). Это приводит к уменьшению количества лимфоцитов – клеток, защищающих наш организм от инфекций. Считается, что общая деградация иммунной системы – одна из причин раковых заболеваний. 
Хроническое напряжение истощает кору надпочечников, которые отвечают за выделение стрессовых гормонов. Разрушается контур обратной связи, и они начинают выделяться бесконтрольно, безотносительно к внешней ситуации. Поэтому раздражение и тревога становятся фоновыми переживаниями, не связанными с реальной ситуацией угрозы, давления. Стресс начинает порождать сам себя. Постоянно высокий уровень сахара в крови (организм готовит себе топливо для бегства или сражения) повышает риск заболевания диабетом. 
Хроническое напряжение приводит к сжатию, слипанию мелких сосудов тела. Их общая протяженность составляет около 150 000 км, они в 15 раз тоньше волоса, но именно в них находится 80% всей крови. В результате повышается нагрузка на центральные артерии, они быстро изнашиваются. Это приводит к инфарктам и инсультам. Слипание мелких сосудов – одна из причин увядания кожи. 
Хронический стресс приводит к нарушению химии мозга. Важнейшие нейротрансмиттеры, такие как серотонин, допамин, норадреналин, перестают вырабатываться в нужных количествах. Нехватка серотонина приводит к постоянно плохому настроению, бессоннице, склонности к агрессии и насилию. Нехватка допамина и норадреналина приводят к ощущению недостатка энергии, сонливости, трудности с переживанием удовольствий. Возникают проблемы с вниманием и мотивацией, апатия становится фоновым состоянием. 
Одно из возможных последствий хронического стресса – возникновение депрессии. Встречаются данные, что приблизительно 70% россиян живут в состоянии хронического стресса, из них 20% испытывают депрессию. О чем косвенно свидетельствует двукратный рост рыка энергетиков и антидепрессантов в 2007 году. Известно, что примерно 3-5 % людей подверженных депрессии заканчивают жизнь самоубийством. Неумение справляться со стрессом – одна из причин высокого уровня насилия в обществе, низкой продолжительности жизни. Россия входит в список стран, большая часть населения которых не испытывает удовлетворенности от жизни. Таким образом, как недостаток, так и избыток стресса является разрушительным для человека. 
Из сказанного становится ясным, что стресса не нужно избегать, им нужно управлять. Управляемый стресс – основа социальной эффективности человека и его душевного благополучия. 

В чем причина того, что управление стрессом все чаще включается в программы бизнес-образования? 

Современная бизнес-среда является сильным стрессогенным фактором. Для нее характерны такие особенности, как высокая скорость изменений, неопределенность, высокая конкуренция. Условия, в которых ведется современный бизнес, существенно напрягают ресурсы человеческой психики и организма. Постоянный риск, конкурентность, необходимость принимать решения в условиях неполной информации, высокий уровень целей при ограничении временного ресурса, необходимость одновременно концентрироваться на нескольких задачах – все эти факторы могут привести к состоянию хронического стресса, с последствиями, о которых говорилось выше. Именно поэтому управление стрессом – одна из важнейших компетенций, необходимая современному менеджеру. 
Руководитель несет ответственность за уровень стресса не только у себя, но и у своих сотрудников. Истощенный стрессом сотрудник не достигает высот производительности, работает только на том уровне энергии и старания, чтобы избежать увольнения. Средний показатель производительности российских организаций – 50-55% от возможного уровня. Отчасти это связано с хроническим стрессом, который переживает персонал. Кроме снижения результативности, неуправляемый стресс определяет низкий уровень лояльности и приверженности сотрудников организации. Растет количество «внутренне уволившихся», возрастает текучка, страдает эмоциональный климат в коллективе. 
Из сказанного следует, что управляемый стресс – один из факторов повышения конкурентноспособности людей и организаций. Инвестиции в обучение сотрудников технологиям стресс-менеджмента обеспечивают конкурентное преимущество организации в стратегической перспективе. 

В чем специфика учебных программ по управлению стрессом, разработанных Институтом тренинга? 

Большая часть тренингов по стресс-менеджменту, представленных на рынке бизнес-образования, страдают, на наш взгляд, общим существенным недостатком – они ориентированы только на то, чтобы научить участников снимать напряжение. Наш подход связан с тем, что мы учим не только техникам, снижающим уровень мобилизации психики и тела, но и тренируем навык выхода в ресурсное состояние, которое помогает решать сложные задачи с предельным вызовом для человека. Проблема состоит в том, что многие наши участники не умеют не только расслабляться, но и правильно концентрироваться, удерживать цель в ситуациях давления, угрозы. Доказано, что люди, отвечающие на вызов быстрой адекватной мобилизацией, управляемым стрессом, меньше подвержены хроническому стрессу, который отчасти связан с неумением ответить на угрозу, давление. С нашей точки зрения, управление стрессом - это умение поддерживать адекватный уровень напряжения в зависимости от характера решаемых задач. На наших тренингах учатся не только снимать напряжение, но и, наоборот, временно, под задачу, повышать уровень физической и психологической мобилизации. Кроме того, мы учим руководителей регулировать уровень стресса у своих сотрудников. Часто встречаются ситуации, когда недостаток напряжения, позитивного стресса приводит к демотивации персонала. Умение руководителя создавать у себя и сотрудников адекватный уровень напряжения, стресса для достижения бизнес-целей повышает общую эффективность организации. 
Программа обучения содержит уникальные по своей эффективности методы психофизической саморегуляции, позволяющие управлять стрессом: дыхательные техники, технологии энергетизации и глубокой релаксации, методики психогигиены и быстрого восстановления после стрессовых нагрузок. 

Какие ключевые компетенции приобретают участники на ваших тренингах? 

На тренингах наши участники отрабатывают ключевые навыки и умения, позволяющие менеджеру эффективно действовать в стрессовых ситуациях и избегать профессионального выгорания: 

Участники узнают: 

• Что такое стресс, почему он возникает? 
• Какие факторы бизнес-среды приводят к возникновению стресса? 
• Каковы последствия неуправляемого стресса для сотрудников и организации? 
• Каковы основные стратегии управления стрессом? 
• Что нужно делать для профилактики профессионального выгорания? 
• Что такое психофизическая саморегуляция? 
• От чего зависит уровень стресса у сотрудников? 
• Каковы индивидуальные особенности протекания стрессовых реакций? 
• Как определить оптимальный уровень стресса для себя и конкретного сотрудника? 
• Какие стрессогенные факторы действуют в организации (отделе) и как снизить их влияние? 
• Как диета влияет на уровень стрессоустойчивости? 
• Как избежать депрессии после сильного стресса? 
• Как сделать сон глубоким и восстанавливающим? 

Участники научатся: 

• проводить диагностику уровня стресса у себя и сотрудников; 
• планировать стресс (прогноз, подготовка, постановка целей); 
• удерживать цель, концентрироваться на задаче в ситуациях вызова, давления, неопределенности; 
• проводить психогигиену для ликвидации физиологических и психоэмоциональных последствий сильного стресса; 
• поддерживать необходимый уровень энергии и жизненного тонуса через управление фазами мобилизации – расслабления; 
• управлять мышлением в стрессовых ситуациях, осознавать и трансформировать неадаптивные верования, негативные самоинструкции, устрашающие фантазии; 
• управлять эмоциями в стрессовых ситуациях. 
• управлять уровнем стресса у себя и сотрудников 
• выходить из депрессивного состояния после сильных стрессовых нагрузок 

Управление стрессом – одна из самых мифологизированных областей управленческого знания. Какие наиболее распространенные мнения, неадекватно отражающие существо дела, вы можете отметить? 

Действительно, почти каждый имеет свои методы борьбы со стрессом, свои убеждения в этой области. Они не всегда являются оптимальными. Наиболее распространенные мифы следующие: 

Миф: Стресс всегда приносит вред, наносит ущерб эффективности сотрудников и организации в целом. 
На самом деле: Стресс - это фактор духовного и профессионального развития человека. Адаптируясь к вызову, давлению мы приобретаем необходимые знания, умения, наращиваем «волевые мускулы саморегуляции». Управляемый стресс – одно из условий конкурентоспособности людей и организаций. 

Миф: Основная задача управления стрессом на рабочем месте – снизить напряжение. 
На самом деле: Главная задача управления стрессом – научиться поддерживать оптимальный уровень физического и эмоционального напряжения, необходимого для достижения цели. Недостаточный или избыточный уровень мобилизации – одна из причин низкой эффективности сотрудников. 

Миф: Основная причина стресса – внешние факторы. Уровень переживаемого стресса зависит от силы прессинга обстоятельств. 
На самом деле: Интенсивность переживаемого стресса – это, прежде всего, результат оценки соотношения силы давления и уровня собственных ресурсов. Развитие ресурсной базы под конкретные задачи приводит к снижению напряжения. Умение правильно оценивать соотношение уровня угрозы и собственных ресурсов – ключевой навык, позволяющий регулировать стресс. 

Миф: Чтобы регулировать уровень стресса, достаточно научиться расслабляться. 
На самом деле: Основными инструментами управления стрессом являются осознанность и воля. Осознанность позволяет правильно оценивать соотношение уровня вызова и собственных ресурсов, выбирать оптимальный способ поведения. Воля позволяет фокусировать усилия на осознанно выбранной стратегии. 

Миф: Основная задача – научить сотрудников избегать стресса. 
На самом деле: Одна из задач стресс-менеджмента – научить сотрудников планировать стресс, т.е. его прогнозировать, ставить цель, продумывать последовательность действий и возможные варианты развития событий, заранее наращивать ресурсы. 

Миф: Для того чтобы преодолеть последствия сильного стресса, достаточно отвлечься от работы и отдохнуть. 
На самом деле: Последствия сильного, хронического стресса (постоянная усталость, снижение мотивации к труду, тревога, неспособность концентрироваться на задаче и т.д.) эффективно устраняются специальными методами психогигиены. Непогашенный энерго-информационный заряд стресса, может перейти в фазу самопорождения, выступать причиной длительной депрессии. 

На наши вопросы отвечал тренер Группы Компаний «Институт Тренинга – АРБ Про» Щавелев Алексей.

Программы тренера:

Подпишитесь на рассылку анонсов

© 1991-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 646-04-78 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1. Здание Московского финансово-промышленного университета "Синергия" (МФПУ), офис 602