Главная страница > Библиотека > Формы бизнес-образования > Тренинги и семинары
Арсенал
20-21 мая
«КОМАНДА ДВУХ»: ВОСЕМЬ РОЛЕЙ ПОМОЩНИКА РУКОВОДИТЕЛЯ» (Модуль 2)
планируется в 2009
Как сохранить клиентов в условиях кризиса, авторская программа ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»
Контакты | Карта сайта 







Библиотека


Тренинги и семинары

Автор/персона/респондент:  Бобков Александр
Источник:  www.arsenal-hr.ru
Версия для печати

Тренинги и семинары сегодня являются популярной формой обучения. В чём существенные отличия тренинга от семинара? Почему для решения конкретных задач обучения делается выбор в пользу какой-либо одной из форм? В каких случаях лучше настаивать на проведении тренинга, а в каких предпочесть форму семинара?

Тренинги – это занятия с большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, их разбору и анализу – то это обучение явно можно назвать тренингом.

В чем особенности семинара? Если на занятии много информации, которую нужно просто фиксировать (записывать, запоминать) и менее 30% времени отведено на практическое закрепление навыков применения этой информации – мы находимся на семинаре.

Интересно, что взрослые люди, в отличие от детей, не всегда готовы усвоить предлагаемые на семинарах и тренингах знания и навыки «как есть». Имея свой собственный опыт, ранее приобретенные знания, участник семинара или тренинга совершает работу по оценке получаемых знаний, сопоставляет, сравнивает новую информацию с тем, что он уже знает. Поэтому большое значение для успеха обучения имеет эмоциональная атмосфера, в которой оно происходит. Тренинг или семинар часто начинается с игровых упражнений, задача которых – снять напряжение, свойственное первым минутам пребывания в незнакомой обстановке. Освоившись, участники больше готовы к восприятию новой информации и работе с ней.

Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы и по визуальному каналу восприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты), и по аудиальному (речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера), и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность). Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.

Если задачу семинара часто можно определить как передачу большого объема специализированной информации, с которой далее участники работают самостоятельно, то задачей тренинга, как правило, является первичная отработка специальных навыков, в соответствии с тематикой тренинга. При этом информационная составляющая обучения обладает ценностью преимущественно в прикладном аспекте: знания важны для совершения более эффективных действий. Именно на действие, на усовершенствование деятельности, выработку эффективных техник, приёмов, подходов, пригодных к использованию в реальной ситуации, направлено внимание тренера и участников.

Важно помнить, что тренинг, целью которого является отработка специальных навыков, будет эффективен, как правило, при численности участников не более 16 человек. Оптимальная численность участников даёт возможность тренеру работать с участниками почти в индивидуальном режиме, подключая эмоциональный и интеллектуальный ресурс всей группы для решения задачи усовершенствования навыков каждого из участников. Для семинарского занятия требования по числу слушателей менее жесткие – их может быть и несколько десятков, если применяются технические средства по проецированию изображения и усилению звука. Таким образом, если Вашей задачей является «штучная» работа над шлифовкой умений сотрудников – Вам нужен именно тренинг. Если же нужно в сжатом временном периоде донести важную информацию до как можно большего числа сотрудников – организуйте семинар в подходящем для этого месте.

Школа менеджеров «Арсенал», являясь пионером в деятельности по применению тренинговых методов обучения в российской бизнес-среде (первые тренинги были проведены в Москве в 1991 году), в настоящее время применяет как тренинговую, так и семинарскую формы обучения. Разумеется, во главу угла ставятся интересы Заказчика и учитывается, какой результат нужен по итогам обучения.

Александр Бобков,
менеджер проектов «Школы менеджеров Арсенал»


Система Orphus

Выделите мышью текст, включающий орфографическую ошибку, нажмите Ctrl+Enter. Заранее большое спасибо!

© Школа менеджеров «Арсенал» , 1991
Телефоны: (495) 234-32-33, 956-48-52,
926-43-10, 926-43-14

E-mail: admin@arsenal-hr.ru
Подробные координаты и контакты
Рейтинг@Mail.ru Rambler