(495) 234-32-33
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Группа Языковой клуб Well Club

5461 просмотров   |   21.01.2010 17:45:05

Живой язык против мертвого


Эмоционально-смысловой метод бросает вызов традиционным способам изучения иностранных языков, образно называя их опытами патологоанатомов. Приверженцы новой методики не сомневаются, что понятие «языковой барьер» придумал тот, кто его создал. У языка не может быть барьеров, и если они возникли, значит, вы изучали не живой язык, а мертвый, копаясь в правилах, транскрипциях, согласованиях и формах.
В том, что новое – это чаще всего хорошо забытое старое, мы убеждались не раз. По-настоящему революционные идеи появляются очень редко.
Взять, например, преподавание иностранных языков. В рекламных объявлениях языковых школ часто встречается фраза: «обучаем по современной коммуникативной методике». Иногда этот метод преподносится как некий особенный, новый, чуть ли не эксклюзивный способ изучения языка. На самом же деле «коммуникатив» - это всего-навсего несколько усовершенствованная и красиво «упакованная» традиционная методика, по которой преподавали еще в советских школах. Ведь и там и там обучение строится на одних и тех же принципах! Людям сначала дают «кубики»: лексику, языковые формы, грамматику. А потом пытаются научить их собирать из этих разрозненных «деталей» речь на иностранном языке.
В наследство от традиционной методики коммуникативу досталась и большая любовь к повторениям. Ученик должен много раз повторять одни и те же слова и конструкции, буквально вдалбливая их в сознание. В коммуникативной методике даже есть специальное определение – «drilling», от английского «drill» - дрель, сверло. На мой взгляд, это больше похоже не на освоение языка, а на дрессировку. Что ж, медведя тоже можно научить кататься на коньках, только вот нравится ли это медведю?
Еще одна «фамильная» черта коммуникатива – страсть к максимилизации объемов. Хорошим показателем считается знание хотя бы трех тысяч слов на иностранном языке. Так же как учителя старой советской школы, приверженцы коммуникатива полагают, что чем больше человек заучит материала, тем чаще он будет пользоваться им в жизни. И это их общая ошибка! Исследования показали, что для решения жизненных проблем человеку хватает всего полутора тысяч слов. Именно чтобы решать проблемы – ведь это главная функция человеческого языка.

Иллюзия жизни
Такое «сходство характеров» мы обнаружили, когда провели анализ. Безусловно, в каждом есть свои плюсы. Но их главный недостаток в том, что они сфокусированы на процессе обучения языку, а вовсе не на человеке и его речи. Это изначально нивелирует принцип развития человека через речь, заложенный самой природой.
Правда, создатели коммуникативной методики придумали ролевые игры: сначала ученики осваивают лексику и грамматику, а потом пытаются обыграть их в ситуациях, приближенных к жизни. Участникам «игры» раздаются роли и «слова». И они должны вовремя произнести свои «реплики». Это напоминает театр - иллюзию реальной жизни. Но если талантливым актерам удается «проживать» придуманную ситуацию, то обычным слушателям языковых курсов это вряд ли под силу. Они просто в очередной раз повторяют «материал», который часто им вовсе неинтересен. У них нет мотивации. Потому что это не их жизнь! Результат – масса усилий и низкий уровень владения языком.

Свобода выбора
Чтобы человек смог эффективно осваивать чужой язык, он должен на нем жить! Как, например, это делают дети, когда учатся говорить. Это легко организовать, отправив ученика в англо-германо-франко и т.д. страну. А если такой возможности нет?
Ответ мы нашли у московского лингвиста, профессора Игоря Юрьевича Шехтера. Больше 30 лет назад он создал методику, которая опирается на эмоции. Ведь именно они движут всеми человеческими поступками. А чтобы эти эмоции стали и движущей силой занятий иностранным языком, вместо ролевых игр Шехтер ввел этюды.
Участникам группы тоже раздаются роли, но это, скорее «маски», под которыми они могут оставаться собой. Никаких заранее придуманных реплик! Речь всегда рождается только в процессе общения. «Герой» думает сам, какие слова и в какой момент произнести. Полная свобода выбора! Главное – решить поставленную задачу. В центре внимания – не учебный процесс, а личность каждого ученика. И в этом – принципиальное отличие этюдов от ролевых игр.
Никогда заранее не известно, что случится в финале. Возможно, человек вообще откажется «ехать за границу» или «заказывать обед в ресторане». Обстоятельства в этюде могут измениться в любой момент. Создается интрига – это делает процесс по-настоящему живым.

Привычка говорить
На наш взгляд, это действительно революционный подход. Поэтому мы взяли эмоционально-смысловой метод за основу.
Мы не акцентируем внимание на грамматике, хотя и уделяем ей немало внимания. Главная задача – выработать у слушателей привычку пользоваться языковыми конструкциями в нужное время и в нужном месте. Как показывает практика, ученик может вообще ничего не знать о формах глаголов, и при этом свободно и грамотно общаться на языке. Или же, наоборот, прекрасно разбираться в изъявительных и сослагательных наклонениях, но не говорить.
Слушатели работают в группе и проживают разные ситуации вместе с другими людьми. Это помогает снять страх перед ошибкой и научиться общаться на иностранном языке с разными языковыми типажами.

Теги: Живой язык против мертвого
© 1991-2011 Школа Бизнеса «Арсенал» (495) 234-32-33 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1. Здание Университета "Синергия" (МФПУ), офис 602