(495) 234-3233по будням с 9 до 21
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Группа Личная эффективность

    • Профиль
    • Темы
    • Фото
    • Участники
5656 просмотров   |   02.03.2010 15:48:39

Лидерство и коммуникация. Ступени роста в организации

В рассылке от 18 февраля «Выбираем уровень, друзья!» мы объединили предстоящие программы по категориям для «новичков», «специалистов», «профессионалов» и «экспертов». Автор и ведущий цикла "Мастерская Лидерства: от менеджера к Лидеру" Николай Лепехин не согласился с тем, что мы отнесли его программу «Лидерство I. Эффективное взаимодействие» к категории «для новичков».
Умение эффективно взаимодействовать с людьми, будь то коллеги, подчиненные или совет директоров, будет востребовано людьми, которые занимают руководящие позиции. А это, несомненно, и «новички», и «специалисты», и «профессионалы» - одним словом, все, кому нужно кому нужно развивать коммуникативную компетентность. Именно качественная тренировка эффективного взаимодействия в течение трех дней тренинга гарантирует результат.

Эффективность этой программы подтвердил Сергей Юрьевич Моисеев, генеральный директор «Актив-Безопасность», отнеся эту программу к числу тех, которые повлияли на него и его компанию наибольшим образом.

Задавайте свои вопросы Николаю Лепехину в комментариях – он обязательно на них ответит!


По мысли Питера Друкера, инструментом менеджера, «единственным инструментом, с помощью которого он работает, является написанное или произнесенное слово или цифра. И какой бы ни была сфера деятельности менеджера — производство, бухгалтерия или сбыт, — эффективность его работы зависит от его способности слушать и читать, от способности говорить и излагать свои мысли на бумаге. Одно из важнейших умений менеджера — умение доносить свои мысли и идеи до других людей, а также умение понимать других людей».

Для более глубокого понимания связи инструмента коммуникации и реализации лидерства, полезно воспользоваться концепцией лидерства Джима Коллинза, приводимую в книге «От Хорошего к Великому», 2001. Следует сказать, что сама концепция лидерства здесь скорее очерчивается, подобно другим ценным образам и метафорам, чем досконально развивается. Это оставляет большое пространство для развития собственных авторских идей последователям. Собственно говоря, дать вызов и вызвать личный драйв у последователей, - в этом и состоит сущность лидерства. Коллинз в данной книге выступил как истинный концептуальный лидер, предоставив последователям возможность огранивать многочисленные «алмазы мыслей».



Итак, перед нами уровневая модель лидерства, проливающая свет на вопрос о конгруэнтности личных качеств сотрудника и его места в организации. Если говорить о многих лидерских качествах, в том числе и пресловутом природном альфа-лидерстве, то главное, это даже не их наличие, поскольку все люди обладают ими в той или иной степени, а степень их соответствия ролевой позиции в организации. Скромность и Воля лидеров пятого уровня превращаются в банальные пассивность и упрямство на первом уровне, не приветствующиеся в любой конструктивной организации. В концепции Коллинза находится место даже для такого спорного качества как мистический опыт или наличия Харизмы в его первоначальном религиозном истолковании. Ответ на вопрос о том, могут ли последователи положиться на этот мистический опыт или должны дистанцироваться от него, дан две тысячи лет тому назад: «Не всякому духу верьте».

В отличие от семинара, тренинг как форма работы с индивидуальными запросами и противоречиями позволяет настроить и практически отладить свой актуальный набор знаний и навыков.

Задачей наших тренингов лидерства является не развитие лидерских качеств вообще, а актуализация и приведение имеющегося лидерского потенциала в соответствие с требованиями организации к данному уровню лидерства. Палитра лидерских качеств и умений насчитывает сотни цветов и оттенков. Какую личную картину (образ или концепцию лидерства) создает человек, зависит исключительно от него ( и от его родителей конечно). А будет ли этот образ приветствоваться, зависит от характера организации, ее возраста (Грейнер; Адизес), должностной позиции работника.

И первый, и, тем более второй уровень лидерства, и последующие уровни лидерства обеспечивается коммуникативной компетентностью. Эта компетентность является ведущей в лидерском влиянии, поскольку именно слова и язык тела, конгруэнтно организованные в речь, исполняют роль орудия труда в деятельности руководителя. Не лишнее напомнить, что стиль и содержание данной компетентности не является застывшим образованием, но подчиняются логике уровневого лидерства Коллинза. Достижение этой компетентности обеспечивают тренинги «Публичное выступлению – инструмент лидера» и «Лидерство - эффективному взаимодействие». Первая программа сфокусирована на коммуникации от лидера во вне, вторая – на том, как создать синергичное коммуникативное пространство вокруг лидера.

Первый уровень лидерства проявляется в том, что специалист или руководитель в роли специалиста, как профессионал, вносит свой вклад через активное использование полученных знаний, опыта, технологий эффективной работы, специальных способностей. Будет ли специалист «вещью в себе», из которой начальник периодически «вытаскивает» нужные умения, или «вещью для других», занимая проактивную позицию, зависит от возможностей его коммуникации как главного инструмента донесения внутреннего содержания для других. Конечно, позиция руководителя, в отличие от специалиста, подразумевает не только донесение своих идей, но также коммуникативную роль эксперта и коуча, и требует, прежде всего, интерактивной коммуникации, публичной дискуссии, чтобы его профессионализм, как «вещь в себе» стал «вещью для других», прежде всего для подчиненных и коллег. Тренинг «Публичное выступление – инструмент лидера» направлен на развитие этой компетенции.

Второй уровень лидерства (см. рисунок) обеспечивает эффективное членство в команде, то есть умение работать в коллективе, добиваясь не только личной самореализации, но синергии взаимодействия в команде. Какой команды? Это уже решать Вам. Понятно, что команда руководителя отдела может требовать иного стиля взаимодейстивия и коммуникации, нежели команда топ-менеджеров. Необходимо определить палитру требуемых навыков коммуникации в своей команде.

Лидер конструирует не только свое взаимодействие с другими людьми, но и взаимодействие людей друг с другом. Ему необходимо жить и работать в условиях феномена групповой динамики. Такое взаимодействие невозможно без личностных притирок и конфликтов, поэтому в тренинг органично входит тема преодоления пассивности, агрессии, манипулирования. Ключевое отличие настоящего лидера, на мой взгляд, заключается в том, что он умеет создать синергию, создавать для других условия для реализации своих идей – настойчиво и аргументировано преодолевать пассивность, но без агрессии и манипулирования.

Манипулирование здесь понимается как подход, позволяющий добиться при определенных условиях усиления формального влияния и даже власти. Но это не лидерское влияние, потому что несмотря на кратковременный успех решения задачи, доверие в в команде при этом будет разрушено, соответственно полноценная синергия будет невозможна. Вокруг манипуляторов и обманщиков возникает эмоциональная и коммуникативная пустота. Лидер же выделяется тем, что создает постоянные контакты, которые люди, раз за разом охотно возобновляют. Лидер ценит отношения, не меньше чем тот результат, который эти отношения приносят. Наглядным примером здесь могут быть продажи: продавец-манипулятор даже если сумел что-то продать, это не значит, что к нему в следующий раз придут. Хороший продавец ценит отношения не меньше, чем результат.

Если создана четкая, мотивационно насыщенная командная коммуникация, она может быть положена в основу лидерства третьего уровня, уровня компетентного использования различных инструментов руководства, функциональных обязанностей менеджера. Данные инструменты следует конструктивно настроить учитывая характер организации, ее культуру, и, и конечно, требования конкретной должностной позиции.

Теги: коммуникативная компетентность, Лепёхин, лидерство
все темы
© 1988-2013 Школа Бизнеса «Синергия» (495) 234-32-33 г. Москва, Измайловский вал 2, стр. 1. Здание Университета "Синергия" (МФПУ), офис 602