Сегодня на Финаме был повтор ноябрьского интервью с Владимиром Пирожковым - одним из самых известных и востребованных в мире промышленных дизайнеров (разрабатывал концепт-кары Ситроен и Тойота), президент центра промышленного дизайна "АСТРА РОССА".
Понравился ход мыслей - создавать продукты, в которых назревает потребность у миллионов и даже миллиардов людей.
ПИРОЖКОВ: ...я ушел из автомобилей, потому что это бесперспективное направление.
ЛИХАЧЕВА: Для России?
ПИРОЖКОВ: Вообще.
ЛИХАЧЕВА: Вообще?
ПИРОЖКОВ: Да. Вообще в мире. Значит, ситуация такая, что автомобилей стало очень много. Или вот такая ситуация: у нас есть 700 миллионов автомобилей в мире, из них 600 миллионов – это Америка и Европа, 70 миллионов – Япония, и 30 миллионов – все остальные страны. Представляете, что это такое? 600 миллионов автомобилей в Америке и в Европе. Вот золотой миллиард людей, которые пользуются этими благами. Остальные 5 миллиардов ходят пешком. И как сделать так, чтобы люди могли передвигаться в пространстве независимо? Такая хорошая аналогия: в свое время мы звонили по телефону, диск такой, "вжик, вжик, вжик". И набираешь: "Барышня, Ленинград мне дайте, пожалуйста". Это был стационарный телефон с проводом, очень сильно напоминающий сейчас современную транспортную систему. Вот, куда провод проложили, туда мы и звоним. А тетя Клава, которая в огороде работает, она должна прибежать к этому телефону. А сейчас у тети Клавы в кармане мобильный. И я должен сделать такую транспортную систему, которая будет мобильная, то есть беспроводная, бездорожная.
Скажем так, на пустую площадку приходить нельзя. Во-первых, Россия всегда славилась дорогами своими великолепными, поэтому у меня есть четкое подозрение, что через 25 лет мы не заасфальтируем Сибирь, например. Если мы хотим сохранить этот регион за собой, то нам нужно делать какую-то систему передвижения в пространстве, чтобы люди могли связываться и желали там жить. Так вот, есть такое мнение, что нужно не асфальтировать и ремонтировать дороги, а просто поменять систему транспорта, по большому счету перейти в 3D.
ЛИХАЧЕВА: Летать?
ПИРОЖКОВ: Ну, можно и так сказать, да.
ЛИХАЧЕВА: Так, так, так. Интересно.
ПИРОЖКОВ: Так вот, к разговору о тете Клаве, которая на картофельном поле и ей звонит мобильный телефон. Она поднимает трубочку и разговаривает со своим внуком, который живет в Америке. Это же нормально сейчас?
ЛИХАЧЕВА: Да, 10 лет назад кому-нибудь скажи…
ПИРОЖКОВ: Да, 10 лет назад на столбе было написано: "Продаю квартиру у метро с телефоном". А кого сейчас интересует, телефон есть в квартире или нет? Поменялась парадигма, на самом деле. Связь перешла в 3D. То же самое происходит сейчас и с транспортом. Так вот, нужно переходить в 3D и не зависеть от дорог, не зависеть от тех проводов, которые протянули для телефонов, как говорится. Что это значит? Это значит, расстояние от А до Б будет колоссально сокращено.
ЛИХАЧЕВА: Телепортация?
ПИРОЖКОВ: Ну, летать нужно, да. Но надо летать не так, как сейчас мы летаем: мы сейчас покупаем билет, едем в аэропорт 3 часа, стоим в Шереметьево в пробке, потом не попадаем на самолет, на следующий день все-таки доезжаем туда, нас раздевают, одевают и мы 3 часа входим в самолет, потом 3 часа летим, потом еще 3 часа выходим и, в конце концов, день ушел на переезд. Нужно иметь каждому свой аппарат по передвижению в пространстве, как мы на автомобилях делаем, но только в 3D.
ЛИХАЧЕВА: Как вы думаете, мы с вами еще полетаем?
ПИРОЖКОВ: Еще как. Я над этим сейчас как раз работаю. Это к разговору о собственном проекте, потому что я понял, что делать, ну скажем, еще одну "Ладу Калину-2", например, я не хочу больше. Потому что я делал супер-"Toyota" …
ЛИХАЧЕВА: А после "Toyota", конечно…
ПИРОЖКОВ: Это сложно, да. Не в том плане, что мне не нравится "Лада Калина" или еще что-то. Хорошая машина, нормальная, она выполняет свою задачу, но это не концептуально. Давайте, скажем так: вот мы идем каждый день на работу. Хотим ли мы работать над прошлым, а это "Лада Калина-2" или мы хотим работать над будущим? В чем ваша суть? В чем ваша миссия? Так вот, я посчитал, что нужно работать над будущим. А будущее – это не автомобиль.
У Пирожкова не только проект бездорожного транспорта:
ПИРОЖКОВ: у нас Сибирь не освоена. У нас там колоссальные запасы пресной воды. Кто-то за ней придет. Вы что, думаете, это будет бесконечно так? Ермак для чего это все завоевывал? У нас там 30% от пресной воды всего мира. Следующая война, возможно, будет за нее. И она будет не за воду в Африке, а за воду в Сибири. Так вот, у меня вопрос: а как мы собираемся защищаться? А как мы собираемся населять эти районы? А как мы собираемся сделать так, чтобы люди с юга не пошли на север? Чем мы будем их кормить? Чем мы будем их поить? Внизу у нас 4 миллиарда людей живет.
ЛИХАЧЕВА: Внизу, вы имеете в виду, на карте.
ПИРОЖКОВ: Да, на карте. Китай, Индия, они понятно, любят теплые места но когда захотят пить, а у них же Ганг который грязный… Так вот, например, у меня, в рамках проекта "Русского мира", есть проект по защите пресной воды. Я не знаю, как устроен у Петрика проект "Чистая вода", но у меня есть предложение к "РОСНАНО", как сделать так, чтобы Индия у нас покупала девайсы определенные, буквально за три копейки и мы стали миллионерами, а они пили из своего Ганга.
Вот у меня есть такой вариант, как очистить Янцзы, и почему очистить Янцзы – чтобы никто не пошел на наш Байкал. Это стратегический вопрос для страны, и вы говорите – дизайнер, красивые белые автомобили. Забудьте, какие белые автомобили? Нужно делать самодостаточное домохозяйство, которое может совершенно спокойно себя обеспечивать. Нужно делать нано-фильтры для воды и продавать их на Юг и на Восток. В огромном количестве, в колоссальном количестве.
Что позволяет Пирожкову так уверенно говорить о впечатляющих перспективах этих новых продуктов?
ПИРОЖКОВ: Я был руководителем отдела, так называемого, advanced design. Advanced design – это то, что будет через 30 лет в Европе, в Америке и в Японии. Это очень серьезные исследования, это форсайты, футурология и так далее. Кто будет жить на этой территории? С какой религией? Какие будут деньги? Какие будут дети и, будут ли дети вообще? То есть, это очень важно для понимания долгоиграющего продукта, как автомобили, самолеты и так далее. Так вот, моя профессия, достаточно долгое время, почти 10 лет, это было видение будущего. Это то, чем я занимался профессионально в самом лучшем месте мира.
Читать полностью
Между прочим, Арсенал уже 10 лет сотрудничает с человеком, который помогает руководителям развить в себе видение будущего и показывает инструменты и методы моделирования будущего. Это Геннадий Николаевич Константинов - доктор физико-математических наук, профессор ГУ ВШЭ, консультант Института Всемирного банка.