Группа ART & management

    • Профиль
    • Темы
    • Фото
    • Участники
1703 просмотров   |   13.01.2010 11:27:11

Как создать Новое? (вопросы для обсуждения на Art & Management)

Дорогие участники семинара,

Мы с вами прошли одну треть нашего общего пути в обсуждении и разрешении тех вопросов, которые возникают в процессе освоения цикла «Искусство и менеджмент: искусство жить».

Работа в семинаре дала вам возможность лучше понять сложность и историчность различных стилей мышления и способов представлений о мире, человеке, творчестве на конкретных примерах рассмотрения культур Ренессанса, Барокко, Классицизма, Просвещения, Романтизма. Обсуждение разных форм творческого «упорядочения мира», создания новой реальности и «картин мира» в науках, искусствах, литературе, повседневной жизни позволяет осознать не только значимость многомерного исторического и социально-культурного опыта, но возможность собственной причастности к процессу творчества. Речь идет о развитии личностных способностей критической рефлексии, целостного восприятия сложных культурных объектов, навыков интерпретации вербальных и визуальных текстов и практик.

Вступая во вторую треть цикла семинаров, - культуры второй половины XIX и XX веков, - нам вместе стоило бы сосредоточить внимание на проблемах, которые сейчас выглядят наиболее трудными и пока остаются малопроясненными.

1. Одна из таких проблем – как и в каких формах рождается то, что в культуре Модернити (Современности) принято называть Новым, то есть, как производятся новые значения и смыслы.
Парадоксальным выглядит в истории новоевропейской культуры рождение Нового из «вечного возвращения» к общему культурному (мыслительному, научному, технологическому) наследию, критического переосмысления опыта «своих» и «чужих» культур и резкого разрыва с живым опытом современников.

2. Другая проблема - что стимулирует личное творчество и что создает ему препятствия.
При обсуждении этого вопроса мы сталкиваемся со сложностью включения в наш мыслительный аппарат многообразных контекстов и социально-культурных взаимодействий (своеобразных «сетей»), которые непременно должны учитываться при рассмотрении этой темы.

3. Третья проблема – позиционирование Новизны и возможные пути Нового в интеллектуальной и социальной культуре: экспертная оценка, признание, диссеминация средствами массового присвоения и потребления, стирание и исчезновение Новизны, разрыв с тем, что стало «общим местом».
Эту тему следовало бы осудить более детально, поскольку она связана с вопросами социокультурного восприятия Гения, Открытия, Новизны, их ре-интерпретаций, омассовления и творческой переработки в обществе XIX и XX веков.

Предлагаю всем участникам семинара подумать над этими вопросами, с тем, чтобы их можно было включить в обсуждение уже на ближайшем семинаре - Искусство реализма в 19 веке: художественное творчество и модернизация, 15 - 17 января.


Галина Ивановна Зверева,
руководитель программ

Школы менеджеров «Арсенал»

Теги: art & management, зверева, искусство
30.01.2010 07:54:07
Надежда Морозова - и.о. Руководителя направления "Переход на новый уровень"

Галина Ивановна!
Хочу поблагодарить за семинар! По крайней мере, ту часть, на которой я была, - 15 января.
На общеарсенальском собрании Виталий поделился с нами, что благодаря программе у него родилось несколько идей.

Не скажу, что для меня участие было столь же практичным, но - к вопросу о НОВОМ - я поняла вот что:
возможно, такие "быстрые" идеи и более глубокое понимание вещей приходит, когда зацепляешься за что-то, что уже где-то и как-то слышал/видел/воспринимал. О таком обычно говорят - узнавание: с первого раза не запомнил, но при повторном восприятии уже можешь, преобразовав, включить в свою картину мира.
Раз этого не произошло - я так истолковываю - значит, было на семинаре что-то принципиально новое для меня (и я знаю что), впервые услышанное, от которого только со временем проведутся ниточки к будущему и к "быстрым" идеям.

Хочу поделиться своим конспектом. Может, вам он тоже будет полезен.

24.01.2010 17:42:21
Надежда Морозова - и.о. Руководителя направления "Переход на новый уровень"

Конспект с семинара Г.И. Зверевой 15 января 2010

Новое – болезнь. Болезнь новизны
Идея новизны преобразует культуру XVIII-XIX вв., а также первых двух третей ХХ в.

Стирание новизны, разрыв с тем, что стало «общим местом», стало частью головы каждого (присвоение), превратилось в банальность, рутинность.

Когда новизна становится частью нас (присвоение), мы перестаем ее замечать.

Пространство жизни – бидермейер – душевное спокойствие, комфорт, упорядоченность

Есть ли противоречие между комфортом существования и стремлением к новому?
Противоречия нет. И то и другое свойственно буржуа XIX в.

Что заставляет двигаться, когда мы находимся в комфорте? – базовый вопрос.
Внутренние кризисы; внешние стимулы, стимулы творчества, стимулы к изменению; внешние авторитеты

Ничто никуда не уходит, но поворачивается другими сторонами. То, что происходит в прошлом, остается с нами в настоящем, и не только в виде стереотипов. Это ни хорошо и ни дурно. Важно понимать это влияние, более сложно относиться к тому, что с нами происходит.

Трамвай за окном мешал Кафке, но, с другой стороны, создавал тот элемент нервности, который стимулировал его.

Идея внешнего авторитета (будь это новейшая астрология, продвинутая теория, профессор).
Они предлагаю готовое решение, которого у меня нет.

Опыт как переживание жизни и выстраивание отношения к жизни. Можно ли этим управлять?

Все плохо – и тут внешний авторитет дает совет.

Способность сделать свой выбор, свой поступок, принять решение, создать новую конструкцию, новый вариант решения из предложенных.
Сложность проживания жизни может блокировать эту способность.

Противоположная позиция – страх, опасение сделать неправильно, блокирует принятие решения.

Умение «ходить в разные поля» (это могут быть и непонятные тебе люди) и возвращаться живым, хотя другим.

Вопрос формулируется, только когда вы в состоянии поступка, выбора.

Кто решил, что дорог должно быть 3 (картина Васнецова)

Мы входим в это поле, как Сталкер.

Культура, общество создают правила.
Творческий человек их переформатирует.

Фильм «Теория заговора» с Мелом Гибсоном.


1) инвентаризация прогресса, происходящих изменений со второй половины XIX в.
как в фильме «Вертикаль» с Высоцким: закрепились на одной площадке, погордились, отдохнули, пошли брать следующую.
Модель констатация успеха – всемирные выставки, сначала в Европе, потом и в США.
Где у нас успех? Что у нас успех?
Развертка достижений за 3-5 лет.
Гордость за то, что на некоторое время успеваешь не просто родить идею, но перевести ее в проект и ввести изобретение в повседневную жизнь.
2) Технические изобретения, представленные на этих выставках – что они внесли в личный опыт каждого?
Что изменилось, когда появилось электричество, граммофон, факс?
В каком направлении идет мысль?
Почему именно эти изобретения стали важны, не другие?
Как они изменили представления людей о реальности?

3) Наука – с первой трети XIX в. стало понятно, что эта мыслительная площадка далеко не оторвана от повседневной жизни.
Научные концепции, которые изменили мозги европейцев, споры о которых не прекращаются по сей день. Концепции человека в биологии. Социологии, антропологии.

1) Crystal Palace (Хрустальный дворец) в Гайд Парке – внушительное здание из стекла для Всемирной выставки 1851 г., призванной подвести итоги 50-летнего развития.
Идея стандартных массовых продуктов для общества, массовое производство – кумир.
Организаторы выставки – британцы – сообщество промышленников и сообщества кустарей (!). Да, последние не погибли в конкуренции с массовым производством, но стали специализироваться на производстве эксклюзивна.
С мая по октябрь 1 млн.посетителей
Затем Crystal Palace стал копироваться в других городах. В Гайд парке его оставить не могли, разобрали. Но создали подобный Crystal Palace в пригороде, провели железную дорогу и стали там продавать выставочные площади. Т.е. произошла коммерсализация идеи.

Стиль эклектика. Хотя вообще «эклектика» имеет негативную коннотацию, стиль эклектика – это другое. Это не механическое, но творческая переработка других стилей, это инновация, это суперстиль, высший пилотаж.
На первый план выходит творческая активность.

Междисциплинарное пространство в науке – это тоже эклектика, творческая пересборка. В чистых дисциплинах – защитники нормы, все остальные – на пересечении.

Всемирные выставки стали мощным двигателем креативности.

В 1867 г. на выставке в Париже на Марсовом поле впервые достижения представлены по странам (в это время как раз формируются государства объединяется Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Как построить новое, не изменив представление об исторической традиции?
2 музея напротив друг друга в Вене.

На выставке 1900 г. в Париже возвышение роли России – медаль за строительство Транссибирской магистрали.

В конце XIX – начале ХХ вв. общая идея, всеобщее ощущение «мы европейцы». Ленин: «соединенные штаты Европы».

В то же время маркеры «сделано в Германии», сделано во Франции.
Обладать факсом, радио – не просто престиж, а включение в общеевропейский процесс.

ж/д компании стимулировали решение вопроса о часовых поясах.
Часовой пояс – конвенция, условность (нужно договориться), но и культурная организация времени и пространства тоже.
Задача – закрепить идею единства времени и его подразделения на сетку.
Проблема - где д.б.точка отсчета?
Спорили Гринвич и Парижская обсерватория. Британия, более мощная колониальная держава, победила.
Идея новаторов еще раз была закреплена за британцами, также как когда Липтон придумал продавать уже расфасованный чай.
А вот кинематограф связывают с братьями Люмьер, а фото – с Дагером, хотя история создания фотографии ведется еще раньше них.
Когда изобретение записывают за одним человеком – это миф, за этим – коллективный опыт.
Открытия делаются в «бульоне коллективной работы»

Как рождение фотографии повлияло на европейцев?
Создавалась иллюзия точной реальности здесь и сейчас – это привлекало. Но это именно иллюзия. Так как фотография на начальном этапе вовсе не обладала этой точностью: объекты статичны, постановочная съемка.

Художники сначала боялись проиграть в конкуренции фотографии. Тешило то, что художник выражает в картине свое отношение, что это переработка реальности, а фотография – убийство реальности. Но это тоже иллюзия.
Первое отношение к Ф. – это не творчество, это точное, научное отображение мира.
Позитивизм. Огюст Конт.
Потом оказалось, что в Ф. тоже присутствует творчество.

Эксперимент с 60 фотокамерами и скачущей лошадью – попытка воспроизвести движение.
Это тоже соответствует позитивистской идее – все д.б.разложено по полочкам. Способ взят из естественно-научного знания: сначала умертвить реальность, потом оживить.

Если что-то отложилось в культуре – оно будет переработано и использовано в будущем.

Театр кадров, оптическое кино (движущиеся картинки) стало очень популярно (в Париже – 12 таких театров) – похоже на современные сериалы.
Не было дистанции, как в обычном театре. Зрители боялись идущего на них с кадра паровоза.
Это была реальность.
Реальность умножается и усложняется.
Подмена реальности оказывается сильнее правды.
Придуманная реальность приводит к другим жизненным стилям и способам общения

все темы
© 1991 Школа менеджеров «Арсенал»
E-mail: admin@arsenal-hr.ru
Подробные координаты и контакты
Телефоны: (495) 234-32-33, 956-48-52,
926-43-10, 926-43-14
: 640050266
: arsenal_shop
Создание сайта– Cтудия дизайна ONY