Группа ART & management

    • Профиль
    • Темы
    • Фото
    • Участники
Новая тема | Вернуться к недописанной теме
331 просмотров   |   03.12.2009 19:36:33

Искусство романтизма в 19 веке и вопросы творчества

Вот и настал долгожданный момент! В разговорах с участниками программы радостно слышать, что семинары ожидаемы, что месяц, прошедший с момента предыдущей встречи с Галиной Ивановной, был наполнен предвкушением, открытиями и культурными событиями, восприятие которых обогатилось новыми контекстами.
Снова вспоминаются слова Умберто Эко: "... Как свидетельствуют самые внерелигиозные из гуманитарных наук, Другой, взгляд Другого определяет и формирует нас. Мы (как не в состоянии существовать без питания и без сна) неспособны осознать, кто мы такие, без взгляда и ответа Других."
До встречи завтра!

Теги: art&management;, творчество
10.12.2009 16:28:01
Анна Астахова

Сразу уточню, что, к сожалению, была на 2-х днях семинара. . Прежде, чем писать о том, чем был для меня этот семинар, важно, зачем я на него пошла. Те, кто ходит на арт-менеджмент, уже знают, что посыл(стратегия) важна до получения новой информации.
У Станиславского есть высказывание: " Надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе". Что это для меня: я пытаюсь раскрыть в себе то, что еще можно раскрыть на основе тех ощущений, комплексных знаний, мыслей, идей(это продвинутый вариант), которые возникают , а иногда , как подарок, нам дает Галина Ивановна.
Общий вывод: при принятии решения, создании проекта, да и не только в бизнесе, нельзя опираться только на факты. анализ и информацию. в одном излюбленном формате,в той системе. в которой ты живешь, важно выстроить систему мировоззрения, которая позволит искать и находить ключи везде.

О романтизме. как и в управлении - отношение к новому может привести ( в крайнем варианте) - либо к гениальности, либо к революции, либо к помешательству. Одна из самых важных компетенций управленца - конструктивное принятие нового, создание нового и внедрение нового. этому надо учиться всем, у меня сейчас как раз есть такой шанс.[COLOR=#3300CC]
Очень важным мне показалась мысль о том, что важно, как ты делаешь ( что - либо) - сейчас в бизнесе процветает система тотального, беспощадного менеджмента, где не важно как - ? , важен результат, сама этим грешу, а ведь , именно то, как ты это делаешь - это перспектива, развитие. Очень запомнился посыл Галины Ивановны " Ничего никуда не уходит" - если делаешь по настоящему, с азартом, талантливо. - классно, а ведь не уходит и обратное........
Из действий - начала читать Фауста, понятно, что читала раньше, сейчас ощущение, что никогда его в руки не брала. Слушала Бетховена., ноктюрны Шопена,приобрела альбом Романтизм, переосмыслила выставку Тернера, на которой была год назад.
Очень интересно, у кого какие осознания были, как продолжаете дальше это использовать? Давайте делится, тем более я не завершила семинар и у меня меньше ценности, чем у вас.

12.12.2009 00:35:26


Сложно написать обо всем. Поэтому – только самое значимое и интересное с разбивкой по дням .
День первый. Не удалось попасть на семинар, но считаю невероятно большой удачей, что Арсенал организовал посещение «Щелкунчика», а мне осталось только придти в Большой театр и получить удовольствие. От всего – музыки, танца, возможности наблюдать музыкантов, атмосферы возвышенного и общества коллег по группе.
День второй. Сначала мне показалось, что я сильно отстала от тех, кто занимался накануне, и этот разрыв невосполним. Но потом вовлеклась в смотрение (открытие – «Сумасшедшая» Жерико), слушание (открытие – дневник Делакруа), удовольствие («Фауст» и Бетховен) и переживание истории о чистке зубов мелом в концлагере как способе сохранить личную свободу и остаться человеком. На меня такое действует и работает долго.
Посещение Пушкинского музея. Восхитилась находчивости коллег, благодаря которым мы вошли в музей без очереди. Девчонки, вы нас спасли от холода и потери времени, здорово! В самом музее кое-какие картины я увидела так, как не видела никогда до сих пор. А именно – я слышала "звуковую дорожку" картин - музыку, голоса, шум шагов, шорох предметов и т.д. Я засыпала в этот день и понимала, что моего воображение стало богаче. Это необыкновенно, радостно и немножко страшно.
День третий. Весь день был для меня подготовкой к участию в заключительном упражнении в группах. Приступать к нему поначалу очень не хотелось, но это было крайне полезное усилие. Как минимум потому, что в результате я окончательно распрощалась с убаюкивающей и расслабляющей мыслью о том, что гениальные произведения создавались их творцами в состоянии «озарения», когда на них оно снисходило таинственным образом. Безусловно, гений – это горизонт, и то, что ты его видишь, не значит, что ты станешь гением. Но состояние «озарения» это отчасти и результат накопления впечатлений, материала, навыков и многочисленных попыток. А ведь это уже модель, которую можно применять, прощай спокойствие!
Что стимулирует творчество и что мешает творчеству? Вот над чем я сейчас размышляю в очередной раз и о чем хотелось бы пообщаться в рамках Аrt and Management. Для кого этот вопрос актуален?

14.12.2009 10:39:03

Анна,

в воскресенье вечером Галина Ивановна показывала нам отрывки из "Маленьких трагедий" - из "Моцарта и Сальери" и "Импровизатора".

Для меня это было кульминацией темы гения и творчества, которая пронизывала весь семинар.

Вот, делюсь с тобой информацией на тот случай, если она до тебя еще не дошла другими путями.



14.12.2009 11:24:23

Анна, и еще вдогонку про "действия после семинара".

Я как-то совсем по-другому увидела и услышала Блейка. А потом пересмотрела "Красного дракона" и фильм стал еще понятнее. Рекомендую!

12.12.2009 20:42:31
Александра Абраменко - менеджер программ

Аня, выстраивая систему, можно помнить о словах, звучащих в пятницу на семинаре, о порядке и расширении системы новыми понятиями, выстраивании классификаций по открытым спискам. О состоянии постоянного исследования и изучения явлений.

Инна, спасибо за тему творчества. Модель, воссозданная Вами, напомнила мне о формуле, которую рассматривала одна американская художница, 20 лет изучавшая дневники людей, делающих открытия. Приблизительная структура пяти стадий творческого процесса:
1. Первый инсайт. 2. Насыщение. 3. Вынашивание. 4. Эврика! 5. Верификация

Вопрос, поставленный Вами, для меня актуален. Есть предположения, основанные на наблюдениях.

14.12.2009 11:18:42

Саша, давай продолжать.

Я поделюсь теми совпадениями на тему (что стимулирует/блокирует творческий процесс), которые произошли со мной вчера.

Сначала я перечитала кусок о театре импровизации у М. Гладуэлла в "Озарении". Потом пошла на "Бесславных ублюдков" Тарантино. И там я вижу сцену в немецком кабаке, в которой есть "хороший импровизатор" и "не-очень-хорошие импровизаторы". Хорошим импровизатором оказывается актриса (не удивительно!), которая понимает, что нельзя действовать в жестких рамках ожидаемго результата и что по ходу развития ситуации действие нужно не блокировать, а развивать, используя одну из основ импровизации - правило согласия.

Ну вот, я хочу озвучитьодну позицию в списке "что блокирует творческий процесс":

1. Жесткие рамки и методы решения проблемы и отрицание многовариантности возможных результатов.

Какие у тебя соображения на этот счет?

16.12.2009 12:28:59
Виталий Крутицкий - Менеджер по работе с клиентами

Здравствуйте, Инна, Анна, Саша, уважаемые коллеги!

Разрешите ответить на Вопрос Инны.
Думаю, больше всего творческий процесс блокируют страх неудачи и убеждение в том, что у меня не получится.
Вообще не считаю полезным думать о том, что блокирует. Вот что стимулирует озарения?
Свободная и открытая атмосфера, вера в свои силы и ощущение ценности того, что ищешь.

В этом смысле эффективны вопросы - если есть вопрос, обязательно со временем или сразу появится на него ответ.

На "Пространстве для Развития" одним из ключевых Открытий для меня стало понимание того, что на мои вопросы есть ответы у окружающих людей. И на вопросы, ответ на который ищут другие, могу ответить я вполне адекватно и полно. Не на все, не всегда, но гораздо чаще и полезнее, чем мог себе представить до этого..

16.12.2009 14:52:50

Виталий, это здорово, что ты подключился к общению на эту тему. Давай продолжать!

Полностью с тобой согласна, что позитивное мышление более продуктивно. Но как быть тогда, когда в результате самых разных обстоятельств человек задумался о собственной креативности на том этапе своей жизни, когда внутри него уже развилось много такого, что блокирует его креативность? Например, преклонение перед авторитетом , неукоснительное следование за учителем, избегание риска или жесткие критерии успешности. Ведь чтобы освободиться от всего этого, нужно это в себе сначала признать.

А как ты считаешь, отсутствие свободной и открытой атмосферы препятствуют творчеству? Я сейчас читаю "Двойную жизнь Вермеера" Луиджи Гуарньери. Речь идет о Хане ван Меегерене, "величайшем фальсификаторе всех времен и народов", человеке, который выдавал свои картины за произведения Вермеера (о нем нам рассказывала Галина Ивановна на предыдущем занятии). Меегерен творил в условиях секретности и анонимности. Кстати, очень интересно читать о его творческом подходе к техническим приемам состаривания картин, вот уж где широта мышления и поиск нетрадиционных решений! Кстати, интересная цитата в начале книги: "Подделка? Имитация? Но ведь можно заимствовать безусловно оригинальным образом. К тому же только истинный выдумщик знает, как надо брать взаймы." (Ральф Эмерсон, "Цена и оригинальность", 1841). Кстати, мотивацией к творчеству Меегерена было чувство мести критикам.

Меня очень заинтересовала позиция "ощущение ценности того, что ищешь". Ценность для кого - для творящего или для того, кому предназначается творение? Ценность предполагает наличие некой оценки. На семинаре по романтизму в заключительном упражнении мы обсуждали вопрос, важны ли для гения экспертная оценка или признание. Пришли к тому, что для ПРОЦЕССА творчества и самовыражения они не важны (что не отрицает того, что непризнанные творцы не испытывают боли или разочарования).

Виталий, как ты считаешь, наблюдение собственных чувств стимулирует развитие творческого мышления?

17.12.2009 10:52:29
Виталий Крутицкий - Менеджер по работе с клиентами

Инна, я не вполне могу соответствовать качеству беседы. Много ссылок на источники, с которыми я не знаком. Мои догадки скорее интуитивны, чем основаны на авторитетном мнении.

Тем не менее, хочу ответить на некоторые вопросы.

Про блоки креативности. Я думаю, что осознание перечисленных факторов, блокирующих креативность, - это необходимость, после которой можно принять их в себе: Да, это всё есть, и оно мешает мне достичь результата.

С одной стороны, принять и идти дальше: пройти сквозь, мимо или «пролететь» над препятствиями.
С другой стороны, если принять не получается, - можно задать самому себе вопросы: Почему для меня это важно? Что для меня это означает? Отнестись к препятствию как к живому существу, искренне поблагодарить его и понять, что оно хочет до меня донести?!

Про атмосферу. Я думаю, что атмосфера - это явление, в первую очередь, внутреннего мира человека. И, только потом, внешняя атмосфера. В предыдущем сообщении я писал о внешней позитивной атмосфере и она, обычно, способствует творчеству.

В то же время, для каждого человека будут свои факторы мотивации (создания внутренней атмосферы) к творчеству. Я знаю мнение о том, что в тоталитарном, не свободном обществе творить лучше, качество результата выше. Не знаю, по-моему, это похоже на мазохизм, правда я молод для того, чтобы иметь своё мнение по этому вопросу..

Наблюдение чувств, я думаю, ничего не стимулирует.
Осознание чувств, перевод их в плоскость понимания того, что для меня ценного в этом чувстве, почему я это ощущаю?
Превращение этого понимания в конкретные идеи (стратегические задачи), переходящие в действия и в конечном итоге в образ жизни – это всё вместе развивает творческий процесс.

При этом, негативные эмоции - страх, осуждение, отвращение.. будут мешать, разрушать, блокировать развитие. А позитивные - радость, вдохновение, творческое удовольствие - способствовать.

Про ценность. Я имел ввиду, конечно, ценность для творящего. Здесь важно какая у человека референция: есть люди для которых важна внешняя оценка, есть те, которые никак не реагируют на мнение окружающих.

У меня, например, смешанная референция: имею своё мнение и слушаю, что мне говорят, изменяю своё мнение. При этом для меня важно и собственное мнение, и мнение других людей... когда оно совпадает с моим. Шутка )

Когда не совпадает, интересно понять - почему не совпадает. В этом есть проверка на адекватность: Насколько я открыт новому? Бывает такое новое, что я понимаю - "не моё". И наоборот – чувствую: "это Важно, раньше я думал иначе, а реальность оказалось иной".

Вместе с тем, мне сложно представить творца, которому не импонирует признание. В общем, умирающий от голода и холода художник в моём представлении - неправильная ситуация.

При этом, полная коммерциализация творчества также недопустима. Создавая картину, художник может ориентироваться на свою внутреннюю оценку, на авторитеты - какие он для себя выбрал. На близких друзей и людей, которым доверяет.Когда есть результат (признанный или непризнанный шедевр!), тогда его можно продавать.

С другой стороны, как менеджер по работе с клиентами, я считаю что производить нужно то, что хорошо продаётся. Чаще встречается ситуация, когда приходится продавать то, что уже произведено или удобнее производить.

Но это уже парадоксы массового производства, стандартизированных товаров повседневного спроса )

17.12.2009 12:05:15

Виталий, ты прав, оказалось, что трудно общаться на такую тему в переписке. Переписка съедает много оттенков, а уточнение определений и понятий грозит превратиться в слишком трудоемкий процесс.

Вот задала тебе вчера вопрос о наблюдении чувств (как части процесса осознания) и коллеге своей решила задать такой же вопрос. Пока мы с ней дискутировали, к нам присоединился еще один коллега и спросил, что мы думаем о связи с процессом творчества такого состояния как скука. Мы задумались, а он убежал, но прислал нам ссылку на рассказ А. Гениса "Памяти скуки". Там есть слова "Скука стимулирует память, оживляет чувства, напрягает нервы. На художника она действует освежающе, вроде электрошока." Вот ссылка - http://www.esquire.ru/articles/13/genis/.
Я сегодня полистала книжку автора этого автора "Дзен футбола и другие истории" и поняла, что мне он интересен. Вот так наша с тобой дискуссия подтолкнула-таки меня к Генису, до которого раньше руки не доходили.

Спасибо за отклик и общение, Виталий!

17.12.2009 16:14:53
Виталий Крутицкий - Менеджер по работе с клиентами

Инна, надеюсь не моё сообщение навяло на Вас скуку )

Я где-то слышал, что скука или тоска - это не осознанная потребность..

17.12.2009 16:42:21
Ирина Сергеева - менеджер по интернет-маркетингу

У такой переписки есть и плюсы и минусы. Конечно, оттенки съедаются. Зато какое богатство возможностей вложить, как говорит Галина Ивановна, "вчитать в текст" именно то, что нужно сейчас читающему)
Если серьезно, то в переписке более отчетливо видно, что происходит в общении - устно такие вещи просто "заминаются", не замечаются, засчет возникающего ощущения общности и быстрому обмену информации. А понятия очень разные обычно и в разговоре. Думаю, это очень полезный навык - осознание этой разницы.
ну и плюс, как читателю, мне было интересно прочитать переписку в не зависимости от того, пришли вы к чему-то общему, или обратили внимание на разные вещи. Так что, спасибо)

17.12.2009 16:09:41
Ирина Сергеева - менеджер по интернет-маркетингу

Мне кажется, что эта "одна позиция" заключает в себе львиную долю. Даже просто одно слово - результат. Если, начиная что-то делать, человек точно, в деталях представляет себе конечный результат, и только он будет означать, что дело было реализовано, то творчества уже и нет)
Я, может, утрирую. "представить себе результат" - тоже творческий процесс - если это новый результат. Но мне кажется, творчество это процесс, и нужно с этим примириться)
Как-то читала книгу Джулии Камерон «Путь художника», она как раз о том, как в себе стимулировать творчество, если вдруг случился блок. Основное упражнение - писать три страницы текста каждое утро. Любого текста. Без привязки к результату. Вот что бродит в голове - то и пишешь. Не знаешь о чем писать - пиши "не знаю что писать" - хоть три страницы. Я попробовала тогда - результаты поразительны. Мысли, которые приходят в голову во время написания оказались совсем иными, чем обычно. Идеи, приходящие по разным поводам - новыми. Даже не "эффективнее", или "реализуемее", чем обычно, а просто - другими.
Есть несколько очевидных причин, почему это работает - и сброс лишних мыслей, которые иначе ходят по кругу и "засоряют эфир", и снятие страха "чистого листа", и дисциплина. Но мне показалось главным именно отсутствие привязки к результату, ориентация на процесс. Очень освобождает творческую энергию - хотя в нашей культуре результативности об этом говорить как-то даже неловко.

17.12.2009 16:19:44
Виталий Крутицкий - Менеджер по работе с клиентами

Примерно так работал Чайковский. Писал музыку скорее не по вдохновению, а в рабочем порядке. Просто каждый день садился работать и процессе рождалось что-то интересное..

17.12.2009 17:04:37
Ирина Сергеева - менеджер по интернет-маркетингу

тут еще важно, что это упражнение работает даже если ты скульптор, музыкант, менеджер по продажам, директор.. просто сесть и писать, даже если это не тот навык, которым ты пользуешься обычно.

17.12.2009 17:05:31

Да, Чайковский умел преодолеть "нерасположенность" к вдохновению. А Чехов вдохновлялся его примером и уговариал сам себя, что "вдохновение приходит только в результате упорного и систематического труда и каторжного напряжения всех сил".

А еще какой-то композитор (не вспомню сейчас его фамилию, но точно иностранец, возможно, Шуман) не мог приступить к сочинительству, пока на отполирует всю свою обувь. Это был его ритуал. Но вот у него нет ни одного произведения, посвященного обуви. Мог бы как минимум какой-нибудь армейский марш сочинить. Чтобы солдатам было радостно под него вышагивать в своих отполированных сапогах

17.12.2009 16:53:21

Ира, а ты пробовала делать это упражнение, но писать при этом не правой рукой (если ты правша), а левой?
Или чередовать руки во время исписывания страницы?
К идее смены руки я пришла во время этого упражнения, и это был интересный опыт.
Теперь вот думаю, что можно еще писать вслепую, печатными буквами, в зеркальном отражении и мало ли что еще в голову придет

17.12.2009 17:02:48
Ирина Сергеева - менеджер по интернет-маркетингу

ооо) это уже другое упражнение, но тоже интересное. С написанием пробовать не буду - у меня и так почерк такой, что и правой сложно писать читабельно) Но это важно - пробовать делать то, что делается автоматически, другим образом, мозг сначала скрипит, а потом открывает новые ресурсы.

17.12.2009 20:17:19

Ира, я тоже не буду выполнять это упражнение ни одним из вышеописанных способов.
Теперь будет искушение фиксировать свои мысли с помощью какой-нибудь новой, ранее не опробованной техникой.
Скорее бы меня "заблокировало", чтобы опробовать новый способ "не закостеневать"!). Вот как ты меня вооружила!

18.12.2009 14:50:37

Ира, а кроме "Пути художника" какие еще ты книги читала на тему "как стимулировать творчество"?

Какие можешь порекомендовать? Почему? Какие из этих книг можно приобрести в интернет-магазине Арсенала?

24.12.2009 00:21:49
Ирина Сергеева - менеджер по интернет-маркетингу

нет, больше не читала, я даже из той книги еще не все опробовала). мне кажется, просто как стимул - любой источник информации годится) а если творчество не идет - это важный сигнал, что чтото не так в жизни и надо с этим разбираться, а не подстегивая себя идти вперед несмотря ни на что. мне понравилась ссылка выше про скуку - не знаю, насколько дело именно в скуке, но мне кажется важно делать паузы, бывать в тишине, впитывать окружающее без конкретной цели и задачи.

14.12.2009 10:29:41
Александра Абраменко - менеджер программ

кстати! Аня, вопрос "как делать" на мой взгляд один из самых важных. Любой продукт, услуга, даже просто слово, сказанное человеку рядом, - все имеет последствия и отражения в нас самих же, прежде всего. А далее - в окружающем. Вопрос "как делать", на мой взгляд, это вопрос личного конструирования и ответственности.
Делаю предположение, что эта мысль близка если не всем, то многим в группе курса Галины Ивановны. Возможно, отчасти поэтому мы и собрались именно на этом курсе.

все темы
© 1991 Школа менеджеров «Арсенал»
E-mail: admin@arsenal-hr.ru
Подробные координаты и контакты
Телефоны: (495) 234-32-33, 956-48-52,
926-43-10, 926-43-14
Создание сайта– Cтудия дизайна ONY