на главную страницу
кто мы
в будущем
в настоящем
истоки
фото архив
тренинг-центр
обучение с трудоустройством
кадровое агентство
консалтинг
наши ориентиры
новости
вакансии
координаты
партнёры
библиотека
форум


Из книги Алексея Козлова
 «Рок: истоки и развитие»

   Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название «фанк» (funk). Разновидностью этого слова является «фанки» - (funky), - переводимое как «фанковый» или  «фанково». Сам термин появился в музыкальной сфере еще в 50-х. Его взяли на вооружение некоторые из джазменов, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза, от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Ими двигало желание возвратиться к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и  в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов. Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэки, бессменный руководитель ансамбля «Jazz Messengers», а также пианист и композитор Хорэс Сильвер, очевидно и заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес «Opus de Funk»). Слово «фанк» - жаргонное, и у обитателей черных гетто имеет несколько смыслов, чаще неприличного содержания, один из которых – это запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Называя, таким образом, свою музыку, ее исполнители как  бы специально  подчеркивают принадлежность к социальным низам и при этом – независимость от эстетики истэблишмента, нежелание подстраиваться, казаться благороднее. В этом термине скрыты и определенная ирония, и горечь, и намек на особую сексуальность данного вида музыки. Начиная с 1967 года термин «фанк» занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения. Следование течению отразилось, а  в названиях многих песен – «Funky Broadway», «Funky Street», «Funky Walk»  и т.п. Фактором, отчасти обусловившим выделение фанка в среде соул, было влияние белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа «Sly and the Family Stone»,  руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Стиль этой группы, названный «Психоделический фанк» оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как «Temptations».

   Этот новый вид соул-музыки как самостоятельное явление обозначился особенно активно в 1971 году, когда в хит-парадах появилась масса песен и даже дисков, в названии которых присутствовало само слово «фанк». Одним  из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон, создавший в этом  стиле несколько коллективов:  «Parliament», «Funkadelic», «Funkenstain» и другие. Он пытался придать этой музыке более общественный и социальный смысл. Клинтон рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни в ответ на мировые проблемы. Обложки его пластинок конца 70-х годов украшались изображением знака фанка – буквой «U» (поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг  «One Nation United under the Grove!». «Одна нация, объединенная одним чувством». Groove – чисто негритянский жаргонный термин, обозначающий чувство душевного подъема от ритма, «завод», «драйв». Имя Джоржа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.

   Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун, уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Все это происходило в тесной связи с убийством Мартина Лютера Кинга, с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения «Black Power» («Черная сила») и активизацией агрессивных организаций «Черные мусульмане» и « Черные пантеры». Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70х годов, когда вышли в свет такие его пластинки, как “Sex Machine Today” и “Body Heat”. Манера его пения и характер оркестровки заметно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как “Cool and The Gang”, “Ohio Players”, “Crusaders”…Черные мастера новой музыки ревностно относились к тому, что ей овладевали белые исполнители. Я вспоминаю интервью, опубликованное в журнале «Down Beat”, с двумя наиболее ревностными и популярными тогда черными фанкменами-братьями Джонсон – барабанщиком и бас-гитаристом. Они самоуверенно отвечали на все вопросы, рассказывая о своей музыкальной идеологии, пока их не спросили о том, как они относятся к группе “Average White Band”. После этого они явно занервничали и сказали, что не знают такого коллектива. Здесь они покривили душой, так как вопрос застал их врасплох. Эта группа, состоящая из белых молодых людей, была в то время достаточно известна, причем не только среди белых слушателей, а и среди черных почитателей музыки фанк. Начав играть в том стиле, они стали транслировать свои записи на некоторые черные радиостанции. Дискжокеи стали транслировать их музыку, а слушатели и не подозревали, что ее играют белые. На станцию стали поступать заявки с просьбами повторить эти записи, группа постепенно становилась популярной, но оставалась как бы инкогнито в смысле цвета кожи. И вот, чтобы достичь определенности, музыканты назвали свою группу “Average White Band”, что переводится как «Средний Белый Оркестр». Постепенно цвет кожи  перестал служить признаком жанра и здесь. Появилось немало смешанных групп в стиле фанки-фьюжн, например, “Tower of Power”. Музыка эта в дальнейшем перекинулась и за океан, став популярной в Европе. В Англии возникли такие группы как “Linx”, “Shakatak” и “Level 42”, в Исландии “Mezza Forte”, в СССР «Арсенал», в Польше “Extra Ball”, в Дании “Entrance” , в Финляндии “Pirpaukke”.

   Влияние стиля фанк на джаз, рок- и поп- музыку широко распространилась во второй половине 70-х и 80-е годы. Начиная с середины 70-х я прочувствовал это на себе, пройдя вместе со своим джаз-рок ансамблем «Арсенал» весь путь от первого опыта группы «Chicago” до поздних образцов стиля «фьюжн». На мой взгляд, переход от ранней музыки стиля «джаз-рок» к тому, что стали постепенно называть словом «фьюжн», произошел тогда, когда сменилась ритмико-фактурная основа. То есть, когда в джаз-роке на смену свойственной ему ритм-энд-блюзовой фактуре пришел фанк. Если музыка группы “Chicago” была похожа на рок за счет того, как играла там ритм-секция и гитара, то уже “Mahavishnu Orchestra”, “Weather Report”, “Return to Forever” или записи Хэрби Хэнкока (начиная с диска «Head Hunters”) - даже джаз-роком не назовешь. По сути это уже джаз-фанк. Там рок-музыкой и не пахнет, хотя незадачливые музыковеды продолжают называть это джаз-роком. Характерно и то, что практически белый джаз-рок с увеличением доли фанка постепенно «почернел», но до какой-то степени, так как фанк научились играть и многие белые исполнители. При этом ощутилась явная тенденция ухода из джаз-рока музыкантов, исповедывающих ритм-энд-блюз. Музыку стиля фьюжн стали развивать далее главным образом джазмены, хорошо чувствующие фанк. Среди профессионалов термин «джаз-рок» постепенно был заменен на «фьюжн», иногда на «фанки-фьюжн», а названия групп этого направления, имена исполнителей и названия пластинок чаще стали упоминаться не в рок- изданиях, а в джазовых средствах информации. Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат, скорее, в  области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре. Если в римт-энд-блюзе, в блюз-роке и соул музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцента на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной за счет выделения мелких и острых синкоп. Важно отметить и то, что фанк, уйдя от триольной основы ритм-энд блюза, стал музыкой не на 8/8, а  на 16/16, то есть с синкопиванием по отношению к восьмым длительностям. Характерно, что развитие фанка не было связано с усложнением гармонических схем, как это наблюдалось в некоторых направлениях джаза и рок-музыки. Фанк-интсрументалисты научились создавать сложные и не надоедающие фактуры, подолгу не выходя за рамки одного аккорда. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей, которые появляются в разных местах музыкального полотна, создавая в сумме определенную картину. Барабан, бас-гитара, клавишные и духовые инструменты занимают музыкальное пространство так, чтобы по возможности не перекрывать друг друга. Достичь такого эффекта можно, лишь используя короткие, острые фразы и постоянно повторяющиеся рисунки, заранее продуманные аранжировщиком.